Печать

Почему нужна форма?

Школьная форма - это единообразный по стилю, конструкции, сочетанию цветов и видам тканей набор предметов одежды, унифицированный по существенным внешним признакам, предназначенный для ношения учащимися государственных общеобразовательных организаций Российской Федерации. К существенным внешним признакам школьной формы относятся в совокупности: конструкция и цвет, вид ткани верха школьной формы, декоративно-различительные элементы установленных цветов и образцов, установленная фурнитура.

Школьная форма, в отличие от «дресс-кода» из обычной детской одежды, имеет совершенно чёткие функции, помогая решать следующие задачи:

  1. Снижение темпов роста заболеваемости детей. Профилактика заболеваний, вызванных ношением некачественной одежды.
  2. Минимизация признаков социального расслоения. Профилактика межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
  3. Концентрация внимания на учебном процессе. Преодоление подростковых проблем, связанных с периодом полового созревания.
  4. Экономия бюджетов домохозяйств, в которых имеются дети-школьники.
  5. Повышение эффективности государственного и общественного контроля за качеством продукции, маркируемой как «школьная форма»
  6. Профилактика социально недопустимого и криминального поведения учащихся за пределами учебных заведений.
  7. Поддержка отечественных производителей в условиях членства России в ВТО и Таможенном Союзе.

Снижение темпов роста заболеваемости детей. Профилактика заболеваний, вызванных ношением некачественной одежды

На сегодняшний день в России насчитывается 13,7 млн. школьников и 47 тыс. школ. За 13 лет численность школьников сократилась почти вдвое. По данным Российской академии медицинских наук, только 22% первоклассников не имеют проблем со здоровьем, а к моменту окончания средней школы полностью здоровы лишь 2,5% выпускников. При этом, 70% учащихся в возрасте 15-17 лет страдают различными хроническими заболеваниями.

Причин у такой удручающей статистики множество: наследственность, экология, плохое питание, стрессы переутомления, малоподвижный образ жизни и, разумеется, некачественная одежда и обувь.

Результаты корреляционного анализа заболеваемости свидетельствуют о наличии прямых, статистически значимых причинно-следственных связей между функциональным назначением предметов одежды и ее качественными показателями, с одной стороны, и заболеваниями кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудными заболеваниями (грипп, ОРЗ, заболевания органов дыхания) с другой стороны. Указанные заболевания в структуре общей заболеваемости детей и подростков занимают ведущее ранговое место.

Введенный в действие в июле с.г. Технический регламент Таможенного союза   ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» устанавливает строгие требования, предъявляемые к материалам, применяемым для изготовления детской одежды. Обеспечить соответствие указанным нормам может использование тканей с содержанием натуральных волокон не менее 35%. Учитывая особенности российского климата, наиболее эффективны для этих целей шерстяные и смесовые ткани.

Школьная форма – важный элемент защиты детского здоровья, ведькаждый ребенок школьного возраста проводит в школе 6-8 часов в день. Этим обуславливается необходимость предъявления к ней повышенных требований по безопасности и качеству, чем к иной одежде эпизодического ношения.

В настоящее время школьная форма не сертифицируется как особый вид повседневной одежды. Это приводит к применению для ее изготовления материалов, не обладающих достаточной воздухопроницаемостью, гигроскопичностью и электростатическими показателями в соответствии с требованиями указанного выше технического регламента и, как следствие, к ухудшению здоровья детей.

Введение единообразных требований к материалам, конструкции, декоративно-различительным элементам и устанавливаемой фурнитуре даст четкие установки как производителям школьной формы, так и контролирующим государственным ведомствам.

Профессионально изготовленная школьная форма обеспечивает комфортное пребывание в учебном заведении, освобождая ребенка (особенно девочек) от необходимости следовать сиюминутной моде, используя, к примеру, предметы одежды малопригодные к ношению, особенно, в холодный период.

Минимизация признаков социального расслоения. Профилактика межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Единообразная школьная форма, разумеется, не может полностью устранить признаки социального неравенства, но способна их существенно минимизировать. По данным Росстата, в 2012 году 11% россиян имели доходы ниже прожиточного минимума. На эту категорию граждан приходился всего 1% совокупного объема денежных доходов населения. Более 1/3 российских «нищих» - это домохозяйства, воспитывающие детей до 16 лет.

Подавляющее большинство родителей стремится к тому, чтобы их дети выглядели нарядно, чтобы одежда была «не хуже, чем у других». Но не все могут себе это позволить, а бедные дети никогда не смогут «догнать» богатых сверстников. В 2011 году, согласно официальной статистике, доходы самых бедных и самых богатых различались в 16,2 раза. И тенденция к дальнейшему социальному расслоению сохраняется.

Не модно или бедно одетого ребенка в школе встречают насмешками, оскорбляют и унижают. Подобная жестокость, к сожалению, характерна для подростковой среды, которая к тому же буквально заражена «глянцевым мировоззрением». Журналы, музыкальные каналы, Интернет, обслуживая интересы гигантов индустрии моды и красоты, задают ложные установки: быть стильным и богатым важнее, чем быть умным и порядочным. Подростки пытаются соответствовать своим кумирам и опустошают кошельки родителей. В ряде случаев дело доходит до попыток покончить с собой и даже до реальных суицидов, как, например, в Ростовской области, где 15-летняя школьница покончила с собой из-за бедной одежды.

Школьная форма ликвидирует значительную часть внешних атрибутов, свидетельствующих о достатке семьи, помогает детям и подросткам преодолевать комплексы, связанные с бедностью и даже, как свидетельствуют педагоги, способствует сплочению в школьных коллективах.

Другая немаловажная проблема – межнациональные и межконфессиональные противоречия. Светская школьная форма установленного образца не просто исключает религиозные и национальные элементы стиля, а приучает граждан нашей многонациональной страны с детства к осознанию социальной равноценности всех этносов и религиозных групп, проживающих на территории Российской Федерации. Эта тема особенно актуальна для регионов с полиэтническим составом населения, в т.ч. с высокой долей представителей некоренных этносов.

Концентрация внимания на учебном процессе. Преодоление подростковых проблем, связанных с периодом полового созревания.

Когда человек берет в руки ложку, он осознает, что делает это для того, чтобы принимать пищу. Надевая школьную форму, ученик рефлекторно настраивается на учебу. Форма ассоциируется в сознании ребенка с образовательной деятельностью. Это провоцирует адекватную месту и времени установку на обучение. Другой важный аспект психологии – внимание. Без концентрации внимания успешное обучение невозможно. Внешние факторы, а к таким можно отнести внешний вид учащегося, часто переключают внимание и не дают возможности сконцентрироваться на занятиях, что уменьшает эффективность образовательного процесса. Школьная форма решает данную проблему, являясь благоприятным фактором, стимулирующим концентрацию внимания.

Кроме того, школьная форма, как ни странно это звучит, позволяет ребенку свободнее самоопределяться между различными школьными и внешкольными группами, избежать давления со стороны представителей тех или иных подростковых субкультур.

Подростковый возраст характеризуется началом полового созревания, вызывающего психологическую и эмоциональную напряженность и определенные требования к собственному внешнему виду. Школьная форма нивелирует определенные физические различия, которые проявляются в подростковом возрасте, особенно, у девочек, и, соответственно, помогает преодолеть комплексы, связанные с ними.

В подростковом возрасте одежда является своеобразным способом самоутверждения. Часто атрибуты внешнего стиля становятся способом компенсации при отсутствии реальных достижений в образовании, спорте и человеческих отношениях, имеющих огромное значение в будущем. Школьная форма избавляет подростков от подобных «прикрытий», мотивируя к достижению успехов в вышеперечисленных областях.

Экономия бюджетов домохозяйств, в которых имеются дети-школьники. Экономическая целесообразность для бюджетов разных уровней.

Преимущества для семей, которые имеют детей-школьников:

На сегодняшний день, в среднем, стоимость комплекта школьной одежды из трех вещей (пиджак/жакет, жилет, брюки/юбка) в зависимости от региона может составить: 3000-3200 в Москве и Краснодаре, 2200-2700 в Ульяновске и Брянске, 2100-2200 в Нижнем Новгороде. Затраты семьи на приобретение обычной одежды для школы окажутся либо сопоставимыми, либо выше. Известно, что к любому виду формы отношение более внимательное и бережное, поэтому следует ожидать, что такая одежда будет носиться более долго, сохраняя свои изначальные характеристики. Носить школьную форму окажется намного экономнее, чем приобретать несколько комплектов обычной одежды на каждый сезон.

Сравнительная таблица стоимости комплектов одежды

Стандартная школьная форма

Наименование Кол-во Цена/шт
Пиджак/жакет 1 1250-1500
Жилет 1 550-600
Брюки/юбка 1 800-1100
ИТОГО: 2600-3200

Обычная повседневная одежда

Наименование Кол-во Цена/шт Расходы
Джинсы/брюки 2 800-1200 1600-2400
Джемпер/пиджак
(шерсть не менее 35%)
3 900-1700 2700-5100
ИТОГО: 4300-7500

Вывод: Присутствует альтернатива - либо однократная ежегодная покупка школьной формы за 2600-3200 рублей, либо 2-3 набора повседневной одежды стоимостью   4300-7500 рублей. Реальная экономия семейного бюджета на одном ученике - 1700-4900 рублей за учебный год. По стране - от   20,0   до   50, 0 млрд. рублей. Даже в случае возникновения необходимости покупки дополнительных элементов комплекта школьной формы экономия получается ощутимой. 

В структуре цены костюма для мальчика ткань составляет 28-30%, прикладные материалы и пошив 70-72%. Следовательно, имея предсказуемое формирование цены при производстве формы на отечественных предприятиях, государство имело бы возможность решить еще одну дополнительную социально значимую задачу поддержки большинства семей за счет приобретения ими готовой школьной формы из тканей среднего уровня цен. Более обеспеченные родители при необходимости могли бы позволить себе заказать форму в ателье из материала более высокого качества, но одинаковую по внешнему виду.

Если в стране появится единая школьная форма, ее производство можно будет целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с семей с низким уровнем доходов часть бремени расходов на обучение детей. Одним из механизмов государственного регулирования цен на школьную форму могло бы стать введение льготного налога на добавленную стоимость.

Преимущества для бюджетов разных уровней

  Цена
руб.
Стоимость
млрд. руб.
НДС, 10%
млрд. руб.
Налог на прибыль,
млрд. руб.
Заработная плата,
млрд. руб.
НДФЛ,
млрд. руб.
ЕСН,
млрд. руб.
Выпуск 12млн.
комплектов
2600 31,2 3,12 0,6 5,4 0,7 1,6

Программа школьной формы одновременно с решением ряда социальных задач - создания дополнительных рабочих мест, снижения расходов семей на обучение детей и иных, позволит получить дополнительные финансовые поступления в бюджеты различных уровней   в сумме свыше 6,0 млрд. руб.

Повышение эффективности государственного и общественного контроля за качеством продукции, маркируемой как «школьная форма»

Сегодня «школьной формой» можно называть всё, что угодно. Это существенно осложняет возможности как государственных органов, так и родителей по контролю качества изделий, предлагаемых в розничных сетях. Для контролирующих госорганов проблема заключается в идентификации изделий детской одежды, предназначаемой для ношения в школе. К одежде постоянного ношения, которой и является школьная одежда, предъявляются более жесткие требования. Но ни одно изделие, даже если на нем написано «школьная блузка» или «школьные брюки», формально не является «школьной формой» по причине отсутствия такого вида товара в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).

Выделение «школьной формы» в особую категорию детской одежды необходимо также для планирования объемов производства и регулирования ценообразования. Ведь сегодня федеральные статистические наблюдения по школьной форме не ведутся, соответственно, отсутствует четкое понимание направлений регулирования этого рынка.

Профилактика социально недопустимого и криминального поведения учащихся за пределами учебных заведений.

По данным исследования OxfordBrookesUniversity, школьники, будучи одетыми в школьную форму, более сконцентрированы на своем поведении в обществе. Они опасаются совершать правонарушения, поскольку по отличительным элементам на школьной форме можно легко вычислить учебное заведение, где учится нарушитель. Исследователи буквально заявляют, что «ученик в школьной униформе не бросит мимо урны огрызок от яблока, потому что какая-нибудь пожилая леди может сообщить об этом в школу».

То же самое касается вредных привычек, воровства, хамства и драк. Ребенок в школьной форме будет вести себя гораздо осторожнее на людях, поскольку будет чувствовать неизбежность наступления ответственности.

 

Поддержка отечественных производителей в условиях членства России в ВТО и Таможенном Союзе

В связи со вступлением России в ВТО Министерство промышленности и торговли РФ прогнозирует падение производства в легкой промышленности на 5-10%. Изменение розничного рынка страны в условиях ВТО выглядит следующим образом: так, в 2012 году легальный импорт составлял 39%, продукция отечественного производства 24,6%, а нелегальный импорт и незаконное производство составило 35,8%. За первое полугодие 2013 года легальный импорт составил уже 54%, нелегальный – 30%, а продукция отечественного производства всего 15,7%. В текущем году импорт из дальнего зарубежья вырос по таким товарным позициям, как трикотаж - на 18%, на хлопок – 16%, на готовые текстильные изделия – 13%.

Свою печальную лепту в падение доли продукции отечественного легпрома на российском рынке внесло и создание Таможенного союза, членом которого является Российская Федерация. По оценкам специалистов профильного департамента Минпромторга, поток товаров, хлынувший в Россию через Казахстан, оказал не менее негативное влияние на отечественную легкую промышленность, чем снижение пошлин при вступлении России в ВТО.

Обязательства, взятые при вступлении России в ВТО, способны привести текстильную и легкую промышленность страны к полному банкротству. Таково мнение профильной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей. Самый худший сценарий станет реальностью, если не будет доработана программа по введению компенсационных мер, основы которой были утверждены президентом РФ Владимиром Путиным на совещании о ситуации в легкой промышленности и ее сырьевом обеспечении в марте 2013 года.

Одной из важнейших компенсационных мер для отечественных швейных и текстильных предприятий должно стать введение школьной формы.

По оценкам экспертов, такая мера даст дополнительные заказы сотням швейных предприятий, обеспечивая занятость 20-30 тысячам швей и 10-20 тысячам рабочих сопутствующих профессий.

В случае принятия решения о введении школьной формы это означает еще и то, что деньги родителей останутся на нужды семьи, а не уйдут на развитие легкой промышленности зарубежных производителей, т.к. основной объем реализуемой в Российской Федерации детской одежды (74,8%) - импортного производства. Если учесть торговую наценку при реализации одежды для детей в розничной сети (до 30 млрд. руб.), то сумма средств, не подлежащих оплате зарубежным поставщикам, составит от 35 до 50 млрд. руб.