Печать

Неопределенный законопроект

Рассмотрение федерального законопроекта о требованиях к одежде обучающихся во втором чтении назначено на 13 мая. В конце апреля Комитет Госдумы по образованию утвердил новую редакцию документа, в которой по-прежнему отсутствует законодательное определение форменной одежды, на котором настаивали Минпромторг России, Национальный союз производителей школьной формы, а также некоторые депутаты.

Принципиальная позиция Минпромторга, в первую очередь, продиктована необходимостью исполнения Поручения Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации Пр-418 от 4 марта 2014г. Владимир Путин, в частности, поручил создать меры государственной поддержки отечественных предприятий, занятых в производстве одежды для обучающихся, а также разработать механизмы нормативного регулирования цен на школьную форму как на стадии ее изготовления, так и на стадии продажи.

«Если мы собираемся вводить меры поддержки для предпринимателей, производящих форму, то надо понять, что именно мы поддерживаем. А то так любой производитель детской одежды скажет: «Это такая вот форма, дайте мне льготы или субсидии», - заявил в интервью «Комсомольской правде» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. - С другой стороны, мы работаем над максимально допустимой наценкой на форму. И надо, чтобы продавец не смог отвертеться, мол, у него не форма, а просто сарафаны в клетку».

В Комитете Государственной Думы по образованию оставили без внимания аргументы Минпромторга. В результате получилось, что в предложенной редакции законопроект не будет содействовать реализации президентских поручений по школьной форме (а их на сегодняшний день уже три).

Введение в закон термина «школьная форма» необходимо, чтобы:

1. присвоить данной категории товара собственный код товарной номенклатуры и в дальнейшем включить одежду для обучающихся в перечень социально значимых товаров и услуг с соответствующим ограничением торговой наценки. Данная мера соответствует Поручению Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации Пр-418 от 4 марта 2014 года;

2. применять меры налогового и иного стимулирования к отечественным производителям школьной формы с целью снижения себестоимости выпускаемой продукции. Данная мера соответствует Поручению Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации Пр-418 от 4 марта 2014 года;

3. повысить эффективность государственного и общественного контроля за качеством школьной формы, реализуемой на территории Российской Федерации. В настоящее время, по данным исследования Национального союза производителей школьной формы, до 80% изделий, маркируемых как «школьная форма» и реализуемых на территории Российской Федерации предприятиями торговли, не соответствуют Техническому регламенту Таможенного Союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Введение в юридический оборот понятия «школьная форма» с последующим присвоением ей соответствующего товарного кода позволит разработать отдельный технический регламент с более жесткими требованиями к качеству;

4. осуществлять дополнительные программы поддержки социально незащищенных категорий граждан на уровне субъектов и муниципальных Российской Федерации. В частности, целевые субсидии на приобретение школьной формы. В настоящее время большинство субъектов Российской Федерации осуществляют денежные выплаты на приобретение школьной формы, однако проконтролировать расходование данных средств практически невозможно;

5. утверждать на уровне субъектов Российской Федерации «формулу» цены на школьную форму, к которой должен быть привязан и размер социальной субсидии на приобретение школьной формы. В настоящее время размер субсидий, предоставляемых субъектами Российской Федерации, как правило, существенно ниже, чем реальная рыночная стоимость комплекта школьной формы. В некоторых субъектах разница составляет 3-4 тысячи рублей, превращая государственную помощь в формальность. Формулу цены утвердить не представляется возможным без соответствующего определения категории товара, на который она распространяется. Разработка мер поддержки малоимущих и многодетных семей (в части обеспечения школьной формой) также предусмотрена Поручением Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации Пр-418 от 4 марта 2014 года;

6. привести нормативные акты субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством, совершенствовать внутренние нормативные акты образовательных организаций. В настоящее время требования федерального законодательства позволяют субъектам и образовательным организациям свободно трактовать понятие «одежда обучающихся». В результате имеется много примеров злоупотребления предоставленной свободой: как на уровне законодательства субъектов Российской Федерации, так и в уставных документах школ. В частности, в Ульяновской области уже объявлено о допустимости ношения элементов религиозной одежды обучающимися по решению образовательной организации. Кроме того, вольная трактовка понятия «одежда обучающихся» привела к многочисленным конфликтам, когда родители, будучи недовольны утвержденным «дресс-кодом», успешно оспаривали уставы образовательных организаций с помощью прокуратуры. В предлагаемой редакции законопроект не предполагает обязательности ношения школьной формы единого образца даже в масштабах отдельно взятой образовательной организации, что по сути делает возможными подобные конфликты и после вступления в силу данного федерального закона.

Пресс-служба Национального союза производителей школьной формы