15-17 мая в Санкт-Петербурге прошел IV Всероссийский Конгресс по школьной и университетской медицине «Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Актуальные проблемы, тактика и стратегия действий». Организаторы конгресса - Российская академия медицинских наук; Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова; Научный центр здоровья детей РАМН (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков); Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ); Санкт-Петербургское отделение Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ).
В мероприятии приняли участие представители Национального союза производителей школьной формы, который уже более года активно занимается изучением проблем качества и безопасности одежды обучающихся, а также на всех уровнях продвигает идею важности производства школьной формы из материалов, безопасных для детского здоровья.
С основным докладом на одном из симпозиумов конгресса выступила исполнительный директор «Союзформы» Александра Алдушина, акцентировавшая внимание аудитории на проблемах выработки эффективных законодательных подходов к введению требований к одежде обучающихся.
А. Алдушина в своем выступлении привела подробный анализ ситуации вокруг введения школьной формы, которая сложилась в России в текущем учебном году и уже привела к серьезным проблемам как для родителей учащихся, так и для отечественных производителей.
«Согласно действующему законодательству, образовательная организация самостоятельно утверждает ту или иную модель школьной формы, договаривается с поставщиком или торговой точкой и отправляет туда родителей. Ключевые критерии выбора – привлекательный внешний вид и приемлемая цена. На качество смотрят в последнюю очередь или не смотрят вообще. Выбирая школьную форму, администрация школы должна сделать так, чтобы все остались довольны, ведь у семей разный достаток и разные предпочтения», - заявила А.Алдушина, добавив, что в ряде случаев школы идут по пути наименьшего сопротивления: вместо школьной формы утверждают «дресс-код» - просто регламентируют в уставе, что можно носить, а что - нельзя.
По словам Алдушиной, даже, когда заходит речь о качестве, родителей, в основном, интересуют свойства материалов, обеспечивающие носкость изделия и удобство в уходе за ним. Основные вопросы: как будет выглядеть изделие после многократной стирки? Легко ли мнется и гладится изделие? Долго ли держится первоначальный цвет?
«Санитарно-гигиенические аспекты качества одежды родителями практически не рассматриваются. Потребители абсолютно не информированы о том, что некачественная детская одежда способна причинить серьезный вред здоровью ребенка. Особенно, если речь идет о школьной одежде, в которой обучающиеся проводят 4-8 часов в день», - отметила докладчик.
Важнейшими критериями, которые характеризуют безопасность того или иного изделия для здоровья детей, являются воздухопроницаемость, гигроскопичность и токсичность, а также соответствие кроя швейным стандартам. Под швейными стандартами производители понимают крой, соответствующий анатомическим особенностям ребенка, позволяющий свободно и безопасно совершать естественные движения. Еще один критерий, который мы также учитываем, - напряженность электростатического поля.
Нормативы по данным показателям указаны в Техническом регламенте Таможенного союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Любое изделие, попадающее в реализацию на территории Российской Федерации, должно соответствовать требованиям этого документа.
Между тем, реальная картина, по словам Александры Алдушиной, вызывает тревогу.
В 2013 году Национальный союз производителей школьной формы провел проверки швейных изделий, имеющихся в продаже на территории Российской Федерации, на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного Союза.
Тестовые закупки изделий осуществлялись в 26 городах 14 регионов Российской Федерации. Представители Союза посетили 57 торговых точек различных классов – от павильонов индивидуальных предпринимателей на школьных базарах до крупных сетевых гипермаркетов.
Для испытаний было отобрано 173 образца швейных изделий одежды 2-го и 3-го слоя для детей от 7 до 14 лет. Учитывая, что одна модель изготавливается промышленной партией в сотнях и тысячах штук, то предположительно состоялись продажи от 100 до 500 тысяч единиц исследуемых образцов.
В целях максимальной объективности исследования эксперты «Союзформы» отказались от установки каких-либо параметров при проведении закупок. Более того, закупки изделий осуществляли, преимущественно, неспециалисты (как правило, родители школьников).
Закупленные образцы передавались для исследований в испытательный лабораторный центр ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук.
Каждое изделие тестировалось по таким показателям, как гигроскопичность, воздухопроницаемость и токсичность.
Результаты оказались неутешительными и неприятно удивили, как призналась Алдушина, даже специалистов. 80,4% исследованных образцов (139 изделий) не соответствуют Техническому Регламенту Таможенного союза. В основном, изделия не подпадали под нормативы гигроскопичности и воздухопронициаемости, в меньшей степени – по показателям токсичности.
Исполнительный директор «Союзформы» подчеркнула, что большинство исследованных образцов школьной одежды маркированы как произведенные на территории Российской Федерации. Хотя, на самом деле, есть основания полагать, что далеко не все из них были произведены в России. Что касается импортных образцов, то они преимущественно не соответствовали требованиям российского законодательства. Еще одна категория изделий – без указания производителя и страны происхождения. Таких изделий нам попалось 19 штук, а это больше 10%. Все 100% «безымянных» образцов не соответствуют требованиям Техрегламента.
«Как мы видим, на российском рынке одежды для школьников сложилась тревожная ситуация. Наши потребители (а к ним можно относить как родителей, так и образовательные организации в целом) находятся в заведомо проигрышном положении. Неспециалист самостоятельно не способен определить, безопасно ли то или иное изделие для здоровья ребенка. Все, что в лучшем случае видит покупатель в магазине – ярлык с информацией о производителе и составе. Но данная информация для среднестатистического покупателя – это пустой звук даже в том случае, если указаны реальные данные. А мы знаем много примеров, когда производители и поставщики искажают информацию о составе», - заявила Александра Алдушина.
Что касается розничной торговли, то она, по словам докладчика, в большей степени озабочена повышением прибыли. «Торговые предприятия заинтересованы в реализации товара с изначальной низкой стоимостью, потому что на такой товар можно поставить наценку 100-300%. Это, как правило, одежда из полиэфирных материалов, себестоимость которых значительно ниже себестоимости натуральных тканей, - отметила Алдушина. - Предприятия торговли, разумеется, имеют сертификаты на данную продукцию. Вместе с тем, они осознают, что на сертификацию производитель или поставщик подавал изделие отличного качества, а массовая партия выполнена из дешевых материалов. Торговля предпочитает закрывать на это глаза, ведь такой товар приносит сверхприбыль».
Складывающееся в России законодательство, регулирующее требования к одежде обучающихся, лишь закрепляет сложившуюся ситуацию. В Государственной Думе 23 мая состоится второе чтение проекта Федерального закона № 265406-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления требований к одежде учащихся общеобразовательных организаций)».
Данный законопроект предусматривает право образовательных организаций самостоятельно утверждать требования к внешнему виду обучающихся в рамках требований, установленных соответствующими нормативными актами субъектов Российской Федерации. Законопроектом не предполагается установление каких-либо федеральных требований к одежде обучающихся; в документе также отсутствует определение «школьная форма» или его аналоги.
В предлагаемой редакции данный законопроект делает невозможным налаживание массового производства качественной, безопасной для здоровья и доступной по цене школьной формы на территории Российской Федерации. На это профильному комитету Государственной Думы неоднократно указывали Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, отдельные депутаты Государственной Думы, члены отраслевой организации – Национального союза производителей школьной формы, а также руководители ведущих отечественных швейных и текстильных предприятий.
В Российской Федерации более 47 тысяч общеобразовательных организаций. Принцип «каждой школе – своя форма», устанавливаемый законопроектом, приведет к чрезмерной дифференциации спроса, сделав невозможным промышленное производство. Ни одно профильное промышленное предприятие в России (а их около двухсот) не сможет производить сотни различных моделей школьной одежды небольшими партиями по 100-1000 комплектов. Это нерентабельно. Очевидно, что в предлагаемых обстоятельствах выигрывают поставщики импортной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию преимущественно из стран Юго-Восточной Азии, а также кустарные фабрики, расположенные на территории России. С целью извлечения максимальной прибыли они заинтересованы в снижении себестоимости материалов, расходов на хранение и транспортировку продукции. Между тем, данная категория производителей способна более гибко и оперативно удовлетворить разнообразие спроса.
Отсутствие в законопроекте понятия «школьная форма», на наш взгляд, будет иметь катастрофические последствия для правоприменения.
Данное понятие необходимо ввести в юридический оборот, чтобы впоследствии присвоить «школьной форме» собственный код товарной номенклатуры. В дальнейшем это позволит:
- включить одежду для обучающихся в перечень социально значимых товаров и услуг с соответствующим ограничением торговой наценки;
- повысить эффективность государственного и общественного контроля за качеством школьной формы, реализуемой на территории Российской Федерации;
- применять меры налогового и иного стимулирования к отечественным производителям школьной формы с целью снижения себестоимости выпускаемой продукции;
- осуществлять дополнительные программы поддержки социально незащищенных категорий граждан на уровне субъектов и муниципальных Российской Федерации. В частности, целевые субсидии на приобретение школьной формы.
Несомненно, что местный производитель, обеспечивающий школьной формой образовательные организации своего города или региона, будет ощущать значительно большую ответственность перед родителями и органами исполнительной власти, нежели безымянная китайская фабрика.
Президент России Владимир Владимирович Путин, который и предложил больше года назад вернуть школьную форму, дал уже три соответствующих поручения Правительству Российской Федерации. Недавнее поручение (Пр-418 от 4 марта 2014 года) касается мер поддержки отечественных производителей и механизмов нормативного регулирования цен на школьную форму как на стадии производства, так и на стадии продажи. Однако остается неясным, каким образом данное поручение будет реализовано без законодательного определения школьной формы. О существующей проблеме Национальный союз производителей школьной формы уже известил Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.
В сложившихся обстоятельствах отечественные производители школьной формы при поддержке Министерства промышленности и торговли пытаются помочь родителям и администрациям образовательных организаций сориентироваться в разнообразии продукции, представленной на российском рынке. В первую очередь, мы стремимся показать, где конкретно родители могут быть уверены в качестве, выбирая школьную форму.
В декабре 2013 года члены Национального союза производителей школьной формы подписали Хартию о неприменении ненадлежащих материалов при производстве школьной формы. Участники Хартии обеспечивают производство одежды для обучающихся, а равно материалов и комплектующих для ее пошива, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 апреля 2003 года, а также иным нормативным актам Российской Федерации, действующим в настоящем или принятым в будущем и устанавливающим требования к безопасности и качеству соответствующей продукции.
На данный момент к Хартии присоединились 30 предприятий. В дальнейшем мы ожидаем, что ее подпишут не только члены Национального союза производителей школьной формы, но и другие предприятия, занимающиеся выпуском одежды для школьников.
Другой важнейший инструмент, который поможет потребителю получить гарантию качества – это единый информационный интернет-портал «Школьная форма», разрабатываемый Минпромторгом России в соответствии с Поручением Президента Правительству Пр-418 от 4 марта 2014 года. Работа над порталом ведется при содействии Национального союза производителей школьной формы.
Родители, представители родительских комитетов и руководители образовательных организаций с помощью портала смогут ознакомиться с продукцией лучших отечественных производителей. На портале будет представлен ассортимент изделий, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. В случае выявления нарушений и отказа их устранить, недобросовестный производитель будет исключен из федерального интернет-каталога.
Мы убеждены, что саморегулирование отрасли – это важнейший и эффективный механизм повышения качества школьной формы на российском рынке. Однако только саморегулирования недостаточно, необходимо еще и жесткое федеральное и местное законодательство, препятствующее проникновению на прилавки продукции, небезопасной для здоровья детей.
Федеральный закон №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" фактически связал руки государственным контролирующим органам. В целом позитивный для бизнеса закон осложнил проведение внеплановых проверок контролирующих органов, обязав чиновников уведомлять предпринимателей о внеплановой проверке минимум за 24 часа до ее начала. Очевидно, что к приезду проверяющих производитель или продавец успевают ликвидировать признаки нарушения законодательства.
Немаловажный аспект – повышение покупательской грамотности. Родители и руководители образовательных организаций, во-первых, должны узнать, какой ущерб способна нанести некачественная школьная форма здоровью ребенка. Во-вторых, необходимо обучить их определять качество изделий хотя бы примерно, по косвенным признакам (как, например, соотношение натурального и искусственного волокна). Соответствующие памятки-рекомендации необходимо распространить среди образовательных организаций через департаменты образования субъектов Российской Федерации.
Следует ожидать, что в ближайшие годы федеральное законодательство по школьной форме будет совершенствоваться, учитывая негативный опыт предыдущих лет. Хотелось бы верить в то, что за годы проб и ошибок с Божьей помощью мы сумеем сберечь здоровье наших детей и не потеряем лучшие отечественные швейные и текстильные предприятия.