19 февраля прошло заседание Правления Национального союза производителей школьной формы, на котором обсуждались приоритетные направления деятельности союза в текущем году.
Члены Правления договорились продолжать ежегодный мониторинг качества одежды для обучающихся, реализуемой предприятиями торговли на территории Российской Федерации. Уже весной в регионах начнутся закупки образцов школьной формы, которые затем пройдут лабораторные испытания в НИИ Центр здоровья детей РАМН. Президент «Союзформы» Евгений Томак отметил, что если в 2013 году данные о качестве школьной одежды собирались с целью изучения ситуации на рынке, то в 2014 году союз принимал меры по каждому выявленному нарушению. В частности, велась разъяснительная работа с продавцами некачественной одежды. Некоторые предприниматели оперативно отреагировали на замечания «Союзформы», сняв небезопасную продукцию с прилавков. По ряду случаев Национальному союзу пришлось направлять жалобы в Роспотребнадзор и прокуратуру. Материалы по поводу нарушений, выявленных в торговой сети ЗАО «Дети», направлены в суд.
«Практика работы с контрольно-надзорными органами оценивается нами как в целом эффективная. 70% получаемых нами ответов – положительные, т.е. по ним принимаются меры воздействия в отношении нарушителей закона», - заявил заместитель исполнительного директора Национального союза Владимир Богомолов, возглавляющий Комиссию по противодействию производству и реализации на территории Российской Федерации изделий не соответствующих требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Вместе с тем В. Богомолов отметил, что индивидуальных предпринимателей значительно легче привлечь к ответственности, чем крупный сетевой бизнес. «В отношении малых предпринимателей реакция быстрая, а в случае с крупными торговыми предприятиями возникает какой-то ступор», - сказал эксперт. Он также обратил внимание на то, что в разных регионах территориальные управления Роспотребнадзора по-разному понимают степень важности проблемы. «Казалось бы, закон един для всей страны, а несоблюдение техрегламента признается в качестве потенциальной угрозы жизнью и здоровью потребителей. Но, например, из Курской области нам пришел ответ о том, что в описываемых нами фактах нет признаков угрозы жизни и здоровью, и на этом основании в проверке отказано», - пояснил В. Богомолов, добавив, что после повторного обращения проверка все-таки была проведена. Эксперт считает, что необходимо не только привлекать к ответственности продавцов некачественной школьной формы, но и сделать ответственность соразмерной масштабам нарушения. Штрафы, которые выписываются сегодня, вряд ли могут мотивировать предпринимателей соблюдать закон.
Между тем, определенный прогресс в ситуации уже заметен. Так Евгений Томак сообщил, что, по его данным, торговля закупает к следующему учебному году, школьную одежду преимущественно из поливискозы. А это уже лучше, чем полиэстер, который доминировал в предыдущие годы.
Другой вопрос повестки заседания – разработка ГОСТа на школьную форму.Как разъяснил Владимир Богомолов, документ «даст определение школьной формы; состав тканей; состав комплекта школьной одежды; цвет; критерии безопасности, которые должны быть выше, чем в техническом регламенте; единый общероссийский знак обучающегося (эмблему), которая будет вышиваться на каждом предмете одежды; маркировку, которая позволит избежать контрафакта».
На практике это означает, что школьная одежда получит некие характеристики, на которые смогут опираться производители, а директора школ и родители будут иметь ориентиры при выборе формы. Разработку ГОСТа готов на себя взять ЦНИИШЕРСТЬ во взаимодействии с ведущими научно-исследовательскими институтами легкой промышленности. Затем проект ГОСТа пройдет экспертное обсуждение с привлечением всех заинтересованных сторон, после чего документ направят на утверждение в Росстандарт. На все это, по оценке Богомолова, потребуется не больше года.
По закону производители не обязаны соблюдать ГОСТ, это добровольный стандарт. «Но мы уверены, что родители будут ориентироваться на ГОСТ как на знак качества,— считает Евгений Томак.— Абсолютное большинство покупателей доверяет этому стандарту, поэтому производителям необходимо будет это учитывать». У принятия ГОСТа есть и юридические последствия. Сейчас в законодательстве не зафиксировано понятие школьной формы, из-за чего у производителей возникает множество проблем, в частности, нет отдельного товарного кода, который позволил бы снизить таможенные пошлины и дал возможность претендовать на господдержку.
Кроме того, если стандарт на школьную форму будет утвержден, производители смогут предложить поправки к закону об образовании, включив в него пункт об обязательности соответствия школьной формы характеристикам ГОСТа. «Разработка стандарта — это переходная ступенька к тому, чтобы понятие школьной формы было прописано в законе»,— добавил Евгений Томак.
Пресс-служба Национального союза производителей школьной формы