НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ШКОЛЬНОЙ И
ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

Виктор Евтухов: Минпромторг введет маркировку для товаров легпрома

Год назад все ученики страны должны были надеть школьную форму. Во что одеты российские школьники в новом учебном году, рассказывает статс- секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов в интервью газете «Комсомольская правда. Москва».

– Виктор Леонидович, как сейчас обстоят дела? Ведь действительно удалось одеть многих школьников!

– Удается. Может быть, не такими быстрыми темпами, как мы надеялись год назад. Оно и понятно – сложности в экономике. Но главное, что удалось сделать, – изменить мнение родителей. Еще пару лет назад введение школьной формы наталкивалось на сопротивление родителей. Они помнили советскую форму. И, видимо, не у всех от этого остались приятные ассоциации.

Сегодняшние модели и единообразную форму времен Советского Союза сравнивать не стоит. То, что предлагают наши предприятия, – это модно, стильно, молодежно, удобно, современно, безопасно. Это с одной стороны.

С другой – оказалось, форма – это помощь семье в период объективных трудностей, возникших в нашей экономике. Теперь ребенка стало проще готовить к школе. Во-первых, есть утвержденный школой фасон.

Во-вторых, родители знают, где можно купить комплект одежды.

В-третьих, покупка формы требует меньше затрат, чем приобретение перед 1 сентября разнообразного гардероба. Тем более форма, которую шьют отечественные производители, качественна и безопасна для здоровья.

– Но если так обстоят дела, почему все-таки многие школы вводят дресс-код, а не переходят на форму?

– Процесс идет. Вот смотрите: в Брянской области пошли на то, чтобы за счет местного бюджета первоклассникам малообеспеченных семей бесплатно выдавать школьную форму. Одно дело, когда подросток ни разу не надевал форму, и вдруг от него требуют: «Завтра в класс в пиджаке и классических брюках». Совсем другое, когда дети с первого класса привыкают ходить в удобной и красивой форме.

На Алтае, например, открыли большой оптовый склад, где собирается школьная форма от российских производителей. Сюда может прийти директор школы вместе с родителями, выбрать то, что понравилось, и договориться о закупке. Да и магазинам наличие таких центров значительно облегчает работу по поиску ассортимента.

В Тамбове уже три года подряд во время весенних каникул проводят выставки-ярмарки школьной формы и спортивной одежды. Участвуют в них не только местные производители, но и фабрики, например, из Липецка и Москвы. На такую ярмарку приходят тысячи родителей!

По нашим данным, около сорока регионов активно используют выставки-ярмарки школьной формы. И это дает результаты.

– Но все-таки кризис сказывается на швейниках?

– Ситуация непростая. Семьи вынуждены расходовать деньги осторожнее. Но говорить об общем кризисе в отрасли не стоит. Те предприятия, которые выпускают красивую и недорогую одежду для детей, и сегодня развиваются, демонстрируют конкурентоспособность. В этом году впервые основным каналом сбыта готовой продукции стали прямые поставки формы школам – они составили 38%. Школам и производителям удалось наладить взаимодействие. От этого выиграли все: у потребителей появилась возможность покупать форму без торговой наценки, а предприятия смогли заранее спланировать объем производства продукции на сезон. 60% производителей школьной формы вышли за пределы своих регионов и успешно продают продукцию в других областях и республиках.

Постепенно повышается доля использования отечественных тканей в производстве формы. По нашим данным, российские материалы при ее пошиве так или иначе используют 44% производителей. Отдельный пример – школьная форма предприятий текстильного холдинга «БТК-групп», которая шьется из тканей Брянского и Свердловского камвольных комбинатов. Причем ее изготавливают на новейшем инновационном оборудовании. За процессом следят компьютерные системы. Окончательная отделка изделий производится на оборудовании, выполненном специально по заказу «БТК-групп». Поэтому качество формы, которую здесь шьют, на уровне лучших европейских образцов.

– Виктор Леонидович, по данным Союза производителей школьной формы, у нас только 35 процентов учеников носят форму российского производства. Велика доля и серых поставок.

– Сегодня существует обилие незаконно ввезенной и произведенной продукции. Поэтому для нас основное направление поддержки отечественного производителя – борьба с незаконным производством и с незаконным оборотом продукции легкой промышленности. В соответствии с указом президента образована Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, при которой действует рабочая группа по легкой промышленности. Мы координируем свои усилия с МВД, Роспотребнадзором, Федеральной таможенной службой, чтобы целенаправленно выявлять точки распространения контрафакта, вводить меры противодействия незаконному обороту.

– Например?

– Первое – введение системы маркировки. Будет введена система идентификации, которая позволит отследить товар – проверить, кто производит, какими путями он попадает на рынок, отсечь попадание незаконного товара в розницу, а также определить непосредственно изготовителя контрафакта.

Второе – усилить контроль Роспотребнадзора за соблюдением технического регламента производства.

– Я знаю, что швейникам не хватает оборотных средств...

– Чтобы наши предприятия могли свободно ориентироваться на рынке, у них должен быть достаточный запас финансовой прочности. Нужно успеть вовремя закупить сырье. Форма – это ведь сезонный товар. Ее начинают покупать в конце весны и летом. Осенью и зимой она не продается. Значит, нужно привлечь кредиты.

К сожалению, наша отрасль для банков пока непривлекательная. Она признана очень рисковой.

Поэтому мы со стороны государства субсидируем процентные ставки по кредитам на сезонные закупки сырья и материалов, организуем взаимодействие с банками.

Мы серьезно занимаемся повышением конкурентоспособности отечественной продукции. За счет чего этого можно достигнуть? За счет модернизации оборудования, проведения инвестиционных проектов. Уже создан и действует Фонд развития промышленности, который на льготных условиях предоставляет займы. При этом большая часть денег может пойти на закупку оборудования.

Реализуется программа по импортозамещению. Развиваются индустриальные парки. В одном из них – в Пикалево Ленинградской области – будут и швейные предприятия.

– Виктор Леонидович, если уж речь зашла о поддержке наших школьников, то ведь не только форма нужна им для успешной учебы.

– Конечно. Мы уделяем внимание и развитию сегмента школьно-письменных принадлежностей. Количество российских канцелярских товаров на прилавках медленно, но увеличивается. Примерно на 2% в год. Можно сказать, что российские производители тетрадей научились делать хорошую продукцию, которая ни в чем не уступает импортной. А по стоимости она намного дешевле. Мощности российских предприятий в состоянии обеспечить собственный рынок тетрадей.

С производством пишущих принадлежностей дела не так хороши. У нас выпуск ручек пока происходит в основном на уровне «отверточной сборки». Хотя и тут есть исключения.

А вот рынок товаров для творчества – гуаши, акварели, пластилина – наш. Лидеры на нем – отечественные ОАО «Гамма» и ПК «Луч». Их совокупная доля составляет около 70% рынка. Проект «Гаммы» в 2014 году выиграл на конкурсе приоритетных предприятий, проводимом Минпромторгом в соответствии со Стратегией развития индустрии детских товаров до 2020 года. Уже к концу года мы ждем серьезного расширения ассортимента товаров для детского творчества.

По материалам публикации газеты «Комсомольская правда»


Версия для печати