В сознании россиян ГОСТ является самой надежной гарантией качества, чего нельзя сказать о негосударственных системах сертификации товаров, показало совместное исследование ВЦИОМ и Российской системы качества.При покупке продовольственных и непродовольственных товаров большинство россиян предпочитают продукцию, которая имеет слово ГОСТ на упаковке (45% опрошенных) либо сделана по конкретному ГОСТу, номер которого указан на товаре (32%).
Информацию о товаре, который хотели бы приобрести, потребители черпают в разных источниках. Большинство при покупке следует советам друзей и знакомых (65%), более четверти опрошенных (27%) доверяют так называемым сайтам-отзовикам (порталы, на которых собраны отзывы и рекомендации людей). По 21% пришлось на сайты производителей товаров и соцсети.
При этом по сравнению с 2014 годом потребители стали больше доверять мерам государственного контроля и сертификации качества и безопасности товаров, представленных в магазинах (52% против 49% годом ранее). В то же время падает уверенность в негосударственных знаках качества и системах сертификации - не доверяют уже 71% россиян против 63% в 2014 году.
«Многие десятилетия ГОСТы являются для наших граждан надежным ориентиром при выборе той или иной продукции - и не только в Советском Союзе, когда государственные стандарты носили обязательный характер. Доверие к национальным стандартам по-прежнему высоко в современной России, в условиях рыночной экономики, большого выбора товаров и изобилия различных знаков отличия. ГОСТы продолжают оставаться своего рода маяком гарантированного уровня качества для потребителя, - отмечает глава Росстандарта Алексей Абрамов. - В 2015 году принят Федеральный закон «О стандартизации в РФ». Согласно его нормам, если производитель маркирует свою продукцию знаком ГОСТ, она должна соответствовать всем заявленным в соответствующем стандарте требованиям». В ведомстве уверены, что обеспечение выполнения этой нормы позволит избежать недобросовестной конкуренции на рынке и манипулирования сознанием потребителя.
Сегодня маркировки «Сделано по ГОСТ» и подобные довольно часто наносятся на упаковку товара необоснованно. Соответствует ли реальный состав продукции заявленному, оценивает созданная в этом году правительством Российская система качества. С 1 октября 2015 г. ее стандарты стали новым направлением ГОСТа: они развиваются в рамках системы «ГОСТ Р» и имеют шифр «Российская система качества».
Во многом благодаря проводимой работе растет уровень доверия россиян к качеству продуктов питания и изделий легкой промышленности отечественного производства, свидетельствуют данные ВЦИОМ. Так, за минувший год доверие россиян к отечественной одежде, обуви и другой продукции легпрома увеличилось на 5%, и сегодня их качеству доверяют 64% опрошенных. Рост лояльности покупателя наблюдается также и к продуктам питания местного производства (67% против 64% годом ранее).
По мнению статс-секретаря - заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, это стало возможным, с одной стороны, благодаря работе производителей над качеством выпускаемого товара, с другой стороны, свою роль сыграли реализуемые в последнее время меры в области импортозамещения: «Сегодня можно констатировать, что период безусловного пиетета перед импортными товарами, который мы наблюдали в 1990-е гг. с открытием рынка, завершился: из года в год социологические опросы фиксируют рост потребительского патриотизма. Это, в первую очередь, выражается в растущем спросе на отечественные товары. Им отдается предпочтение, потому что российская продукция качественная и доступная. Реализуемые сегодня правительством программы импортозамещения и меры по поддержке отечественного производителя приведут в среднесрочной перспективе к повышению объемов производства и конкурентоспособности российской продукции, а также реализации экспортного потенциала».
Пресс-служба Национального союза производителей школьной формы по материалам «Российской газеты»