НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ШКОЛЬНОЙ И
ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

В Тюменской школе девочкам запретили носить брюки

Очередной случай своеобразной трактовки федерального законодательства зафиксирован в одной из школ Тюмени. По мнению школьной администрации, девочки должны в любую погоду носить только юбки. Соответствующее положение записано в уставе образовательной организации, как утверждает руководство школы, в полном соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Возмущенный отец одной из школьниц пытался уладить недоразумение с помощью диалога, но впоследствии ему пришлось обратиться в прокуратуру, которая встала на его сторону.

Подобные конфликты происходят в России регулярно, и, как считают эксперты, они связаны с несовершенством действующего законодательства.Федеральный закон действительно позволяет школам устанавливать требования к одежде обучающихся в пределах, установленных нормативно-правовыми актами субъекта федерации. Тем не менее, ни федеральный закон, ни региональные нормативные акты, как правило, не содержат каких-либо конкретных указаний. Фактически образовательные организации располагают полной свободой принятия решений относительно внешнего вида обучающихся. Некоторые школы во избежание конфликтов с родителями устанавливают самые символические требования к одежде школьников (вроде запрета на джинсы), другие, напротив, демонстрируют небывалый полет фантазии.

Иногда школьные требования просто абсурдны: например, одна из школ Орловской области постановила, что сорочки для мальчиков должны быть строго голубого пастельного тона, а блузы для девочек – исключительно бледно-розового цвета. В Якутской школе два года назад девочкам также запрещали носить брюки, правда, до наступления зимы родителям удалось переубедить администрацию. Есть примеры совершенно авторитарного подхода к определению цветовой гаммы. Например, в одной из школ директору очень нравился желтый цвет, и он потребовал от школьников носить исключительно желтое.

Впрочем, в большинстве общеобразовательных организаций (75%, по оценкам «Союзформы») несовершенство законодательства привело к тому, что школьная форма так и не была введена.

Зато повышенное внимание стало уделяться прическам, маникюру, макияжу и длине волос учащихся. Зачастую, в претензиях администраций школ к внешнему виду школьников больше вкусовщины, чем рациональной составляющей. В прошлом году в одной из школ Московской области разгорелся скандал: классный руководитель публично унижал одного из учеников, в том числе, за его бедную одежду. Именно отсутствие определения «школьная форма» и четких требований к ней в федеральном и региональном законодательстве, порождает подобные случаи. Закон о требованиях к одежде обучающихся в нынешнем виде не способен принести ту пользу обществу, ради которой Президент В. Путин и предложил вернуть школьную форму.

Тюменская история более чем показательна. Конфликт между отцом ребенка и учителями тюменской школы № 89 разгорелся еще осенью. Мужчина обнаружил, что в школе холодно, и посчитал, что его дочь должна тепло одеваться.

«Моя дочь ходила в школу в обычной форме, типичной для данного заведения. Мы начали болеть на ровном месте (надо заметить, дочка почти не болеет вне школы), но понятно, массовое пребывание детей, — рассказывает отец девочки, Игорь Д. — Но, как оказалось, дети просто подмерзают, учителя ходят укутанными в шали и прочие платки. На семейном совете было принято решение: с ноября 2015 после каникул отправить дочь на занятия в брюках. Брючки стильные, темно-синие. Когда холодно, колготки с брючками создают „сэндвич“, который держит тепло. Девочка стильно смотрится, и к брюкам прекрасно подошел верхний элемент формы. Но моему ребенку в первый же день было сделано замечание».

Отец связался с учителем, который сделал замечание школьнице, и изложил свои аргументы. Ответа он не получил. Однако с девочкой по поводу ношения брюк побеседовала сначала классный руководитель, потом завуч. «Все, естественно, устно, только воздействие идет на детей, без оформления документов», — жалуется родитель.

Как оказалось, учителя считают, что они правы: в Уставе школы есть положение, из которого следует, что девочки любого возраста могут ходить в школу только в юбках. Из каких побуждений внесен этот пункт в Устав, не ясно.

Не найдя общего языка с педагогами, Игорь Д. обратился в прокуратуру, отправив аналогичное обращение в департамент образования города.

После проверки прокуратура Центрального округа города Тюмени подтвердила правоту отца и указала руководству школы на нарушение закона. Теперь учителя должны исправить Устав.

Однако, как выяснилось, исправлять документ вряд ли будут. Кроме того, в департаменте образования Тюмени не видят проблемы в данной ситуации. По словам педагогов, родители могут предложить свой вариант.

Как прокомментировали «URA.Ru» в департаменте, «на основании Положения о единых требованиях к внешнему виду и одежде обучающихся МАОУ СОШ № 89 установлены требования к одежде обучающихся, которые доведены до сведения школьников и их родителей (законных представителей)». «В случае несогласия родители (законные представители) вправе предложить свои варианты, которые будут рассмотрены органами государственно-общественного управления учреждения», — говорится в документе.

Ответ департамента слово в слово совпадает с письмом заместителя главы администрации города Тюмени Веры Соловьевой, которое она ранее отправила в адрес отца девочки. В обоих случаях есть ссылка на закон, согласно которому школа приняла Устав. Однако тот факт, что прокуратура указала школе на нарушение закона, представители департамента как будто не замечают.

Каким образом школа и департамент намерены выполнять предписание прокуратуры, «чиновники от образования» сказать не готовы.

Между тем родители опасаются, что, когда история затихнет, школьные учителя с новой силой начнут требовать от школьниц «соблюдение правил». Отец девочки снова написал обращение — на этот раз главе администрации города Тюмени Александру Моору.

Пресс-служба Национального союза производителей школьной и форменной одежды с использованием материалов URA.RU


Версия для печати