Печать

Светлана Степанова: маркетплейсы не уничтожат оффлайн торговлю

В 2022 году швейная фабрика «Сударь» будет отмечать сразу два юбилея: 70 лет с момента основания Ковровской швейной фабрики и 30-летие Акционерного общества «Сударь». Председатель Совета директоров фабрики Светлана Степанова рассказывает о том, как предприятие прошло через 90-е годы, создало успешные бренды мужской одежды, с какими проблемами сталкивается сегодня, и о планах на будущее.

Светлана Константиновна, АО «Сударь» создавалось в самом начале 90-х годов. Как фабрика пережила эти непростые для страны годы?

С 1992 года мы работаем как акционерное общество, тогда после распада Советского Союза в стране происходила смена экономических формаций, и все выживали, кто как умел. Звучит удивительно, но для нашего предприятия 90-е годы прошли довольно легко и безболезненно. В то время фабрикой руководила моя мама, Александра Ивановна Степанова. Благодаря ее управленческому опыту и многочисленным связям, фабрика заключила контракт с швейцарской компанией «Хинос» на пошив изделий из давальческого сырья. Представьте себе, когда другие предприятия Коврова (да и всей страны) простаивали без заказов и банкротились одно за другим, наша фабрика работала на полную мощность, наращивала объемы производства и исправно платила зарплату работникам. Более того, мы работали на экспорт, что требовало от нашей продукции высокого качества, и мы его обеспечивали.

Тогда же, в 1992 году, было создано совместное российско-канадское предприятие по пошиву хлопчатобумажных брюк и шорт. Я пришла на фабрику в качестве руководителя этого предприятия. В общем-то, всё мое детство происходило в наблюдении за маминой работой, поэтому я уже знала и умела многое. И конечно, я всегда вдохновлялась примером Александры Ивановны: как она ведет переговоры, ездит в командировки, общается с коллегами, которые постоянно приезжали в наш дом.

Расскажите, как появился бренд Sudar, который сегодня знает вся страна?

В 1992 году, когда происходило акционирование Ковровской швейной фабрики, встал вопрос о том, как будет называться предприятие. На заседании правления акционеров Александра Ивановна поручила подумать над этим, и тогда же главный инженер Алексей Васильевич Татарников предложил название «Сударь». Правление проголосовало за, и ни у кого не было сомнений в том, что так же должна называться и наша торговая марка.

Сегодня бренд Sudar охватывает широкий модельный ряд поливискозных, полушерстяных и шерстяных изделий, включая не только мужские костюмы, но и школьную форму. Можно сказать, что наша продукция под этой торговой маркой рассчитана на средний покупательский сегмент, то есть это относительно доступная и при этом качественная одежда.

Позже, в 2008 году, мы приняли решение создать другой, премиальный, бренд Venzano, который подошел бы более состоятельной прослойке потенциальных покупателей. Отличительной особенностью линейки Venzano стал так называемый «итальянский» силуэт. В конструкции уменьшена прибавка на свободу облегания, за счет чего костюм выглядит точно подогнанным по фигуре. Кроме того, для пошива костюмов используются чисто шерстяные ткани. В этой же марке присутствуют и модели в стиле casual.

Как россияне относятся к продукции отечественных швейных производителей? Правда ли, что швейникам для улучшения продаж приходится мимикрировать «под Италию», как, например, производителям сыров - «под Швейцарию»?

Я не соглашусь с тем, что сегодня россияне отдают предпочтение зарубежным брендам. По крайней мере, в нашем сегменте. Покупатели в основной своей массе уже повернулись лицом к отечественному производителю. Тем не менее, стереотипы еще остаются. Я могу объяснить это тем, что берет начало еще в советские времена, когда любой импорт был в дефиците, за ним буквально гонялись, а у отечественных производителей не было возможности произвести продукцию, приближенную по качеству к зарубежной. Если говорить о костюмах, то это в том числе прилегающий силуэт и тонкие шерстяные ткани, которых в Советском Союзе, конечно не было. Сегодня, и уже очень давно, наши отечественные производители научились делать и облегающую конструкцию, так называемый slimfit, и, естественно, мы приобретаем очень качественные ткани – супер 120, супер 150 и т.д.

А как происходит создание коллекций на «Сударе»? Сколько времени требуется от дизайнерского скетча до выпуска модели в массовое производство?

От момента, когда дизайнер создает коллекцию, свой дизайнерский рисунок той или иной модели, до момента запуска в производство у нас проходит в среднем три месяца. У нас очень богатый модельный ряд в каждой коллекции, и мы считаем себя передовыми в этом плане. Важное значение имеют ткани, которые мы подбираем к каждой модели. Опытные образцы коллекций затем показываем нашим потенциальным оптовым заказчикам и собираем заявки на изготовление того или иного артикула. Модельный ряд, который идет в производство, во многом, зависит от требований заказчиков, которые, в свою очередь, ориентируются на потенциальный спрос и в случае необходимости просят нас что-то добавить или изменить.

Как в последние годы изменился рынок и каналы сбыта вашей продукции? Удается ли вам выстроить работу с маркетплейсами в интернете?

Общеизвестный факт: рынок сегодня насыщен продукцией. Причем, это дешевый товар, часто контрафактный и контрабандный, который не соответствует никаким требованиям качества. Падение доходов населения за последние годы стало причиной того, что покупатель отдает предпочтение более дешевому товару или вовсе откладывает покупку на лучшие времена.

Что касается интернет-торговли, то она действительно набирает обороты, и мы работаем с маркетплейсами. Хотя в случае с мужским костюмом торговля через интернет – это непростая задача. Костюм, в первую очередь, должен хорошо сидеть на мужчине. А как вы это поймете по фотографии? Поэтому на четыре заказанных костюма у нас приходится одна покупка.

По мнению ряда аналитиков, лет через 10-15 не будет розничных магазинов. Но это мнение очень спорное. Есть совершенно противоположное мнение, что покупать товары в красивых торговых центрах – это процедура приятная, это и развлечение, и можно сразу примерить товар, пощупать ткань и т.д. Поэтому я считаю, что офлайн торговля будет оставаться, пусть и в меньших размерах.

И все-таки вы существенно сократили количество собственных розничных магазинов…

Да, это действительно так. Сейчас нам приходится экономить. Кризис 2014 года больно ударил по фабрике, тогда произошло падение спроса на мужские костюмы. Это ведь не товар первой необходимости, а довольно недешевый элемент гардероба. Но особенно драматично спрос упал с приходом пандемии. Я могу предполагать, что связано не только с падением доходов, но и с тем, что офисные дресс-коды стали мягче, многие вообще перешли на удаленную работу.

Получается, что «Сударю» сейчас труднее, чем в 90-е годы?

К сожалению, вы правы. В 90-е годы фабрике повезло, так как Александра Ивановна быстро нашла правильный путь, воспользовалась связями, наработанными еще в советское время, и полностью загрузила производство. Фабрика тогда работала на экспорт, получала валюту, росла и развивалась. Сегодня нам необходимо поднимать продажи, которые, как я уже говорила, сильно упали в последние годы. Требуется и техническое перевооружение. Несмотря на то, что мы постоянно понемногу обновляем оборудование, оно очень быстро изнашивается и приходит в негодность. А это требует наличия свободных средств на счетах предприятия.

Тем не менее, вы ведете активную выставочную деятельность. Например, недавно вы вернулись с выставки в Объединенных Арабских Эмиратах.

Действительно, мы уделяем большое внимание выставочной деятельности. В выставках участвовать необходимо, несмотря на то, что сегодня есть масса возможностей заявить о себе через интернет-ресурсы. В уходящем году нам повезло, мы приняли участие в двух выставках при полной поддержке государства. В частности, это 12 международная выставка на платформе BeTogether в Москве и Международная выставка текстиля и одежды (International Apparel & Textile Fair) в Дубаи. В первом случае расходы оплатила структура «Мой Бизнес» Администрации Владимирской области, во втором – Минпромторг России.

Выставка в Дубае носила больше имиджевый характер, но при этом на наш стенд подошел потенциальный заказчик и предложил реализовать совместный проект по пошиву из давальческого сырья с последующим экспортом продукции в США. Вообще, мы видим, что на выставках сейчас наблюдается большая активность. Экспоненты и визитеры сейчас очень рады видеть друг друга после некоторого перерыва, вызванного пандемией.

Можете ли высказать, что 2021 год, несмотря на все трудности, был относительно неплохим годом для фабрики? С каким настроением вы смотрите в 2022 год?

В настоящее время наша главная сила – это наши сотрудники. Мы отличные производители, поэтому наше производство неплохо загружено, в том числе на 2022 год. Мы имеем большой портфель заказов на пошив из давальческого сырья. Другое дело, что мы стремимся к увеличению продаж собственной продукции, но пока не можем это реализовать по ряду причин. Возможно, мы не очень хорошие продавцы. На следующий год мы запланировали производство под собственными брендами, теперь дело за тем, чтобы найти финансовые ресурсы на приобретение тканей, а также на рекламные цели.

Как я уже сказала, у нас очень квалифицированный персонал: мастера, технологи, рабочие. Многие из них работают с нами еще с советских времен и имеют колоссальный опыт. Но мы, как и наши коллеги по всей стране, сталкиваемся с проблемой катастрофической нехватки швей. Как известно, это общероссийская беда. Профессия швеи стала непрестижной. Нужно очень много работать за сравнительно небольшие деньги, поэтому сегодня все хотят быть блогерами.  Чтобы обеспечить предприятие молодыми сотрудниками, мы растим их сами. В частности, сотрудничаем с ковровским колледжем, который готовит швей, обучающиеся проходят у нас практику. Кроме того, мы заключили трехстороннее соглашение с центом занятости и с колледжем на проведение профориентации среди учащихся школ. Еще мы вступили в пилотный проект «Профессионалитет», который предполагает подготовку кадров в колледже по заказу предприятия. Государство выделяет большие деньги на обучение в совершенно новом формате: сокращается количество лет обучения, оснащается производственная база колледжа.