Печать

Российская газета: Внеклассный пошив

Почему рынок СЗФО не удовлетворяет спрос на школьную форму

В регионах Северо-Западного федерального округа подводят первые итоги введения дресс-кода в школах. Ажиотаж, связанный с дефицитом ученической формы, спал, однако множество нерешенных проблем осталось.

Негласный дефицит

Федеральный закон об образовании, установивший общий подход к школьной форме по всей стране, вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Согласно новому документу, форма должна носить светский характер и соответствовать общепринятым нормам делового стиля. Регионы вправе устанавливать дополнительные требования к одежде учеников. А с конкретными деталями - фасоном, цветом, тканью - определялась каждая школа в отдельности.

По оценкам Национального союза производителей школьной формы «Союзформа», к началу учебного года школьной формой были обеспечены только 3,5 миллиона учеников: полтора миллиона комплектов отшили в России, еще около двух миллионов было закуплено за границей. Всего же в этом учебном году за парту село около 13 миллионов школьников.

Формально ни региональные власти, ни администрации школ не заявляли о дефиците ученической одежды. Однако школьные форумы пестрят сообщениями родителей, которые в поиске формы сбились с ног. Мамы и папы некоторых новгородских и псковских школьников, к примеру, покупали форму в Санкт-Петербурге. А многие калининградские родители приобретали школьную одежду для своих чад в Польше или Литве.

Почему рынок СЗФО оказался не готов к ожидаемому спросу на школьную форму, разбиралась корреспондент «РГ».

Школьная фирма

Продавцы школьной формы подсчитывают прибыль. В этом году продажи строгих брюк, юбок, жилеток, рубашек и пиджаков увеличились во всех десяти магазинах школьной формы, которые обзвонила корреспондент «РГ». У кого-то разница с прошлым годом составила 5-10 процентов, у кого-то - все 100 процентов.

- У нас продажи выросли на 15 процентов. Кроме того, по просьбам родителей мы на два часа увеличили время работы торговой точки: в прошлом году работали с 11 до 18, в этом - с 10 до 19, - рассказывает владелица одного из магазинов школьной одежды в Калининграде Ирина Грязова. - При этом количество групповых заказов от классов у нас снизилось в разы - родители ушли к конкурентам, которые предлагали свои услуги непосредственно в школах и заключали договоры со школьными администрациями. Мы решили, что такой агрессивный маркетинг - не для нас, ведь гарантировать стопроцентное выполнение заказа для целой школы небольшому магазину сложно, а подводить клиентов и рисковать репутацией очень не хотелось. Думали даже, что останемся в минусе, но в результате вышел плюс - за счет наплыва индивидуальных покупателей.

Представители крупных швейных фабрик СЗФО об объемах производства говорят с осторожностью. Во всех регионах Северо-Запада с форматом школьной одежды определялись образовательные учреждения, а удовлетворить разноплановые требования нескольких сотен школ в фабричных условиях просто невозможно. При этом школы не имеют юридического права размещать заказы на пошив одежды и расплачиваться с производителями, аккумулируя деньги и пожелания мам и пап.

- В результате приходится либо работать с отдельными классами и даже родителями, что противоречит принципам массового производства, либо работать со школами на доверии, - комментирует корреспонденту «РГ» ситуацию генеральный директор псковской швейной фабрики «Славянка» Елена Косенкова. - Такое доверие нам уже аукнулось. Фабрика договорилась с несколькими великолукскими школами о пошиве формы определенного фасона, закупила ткани, произвела товар, а его не выбрали. В результате учебный год уже идет, а невостребованная детская одежда, которая обошлась нам примерно в миллион рублей, лежит на складе.

Как считает Елена Косенкова, механизм поставок формы в школы необходимо закрепить на законодательном уровне. А формат школьной формы должен быть единым хотя бы в рамках одного региона.

- Это существенно облегчит жизнь и швейным фабрикам, и школам, и родителям, - подчеркивает Елена Косенкова. - Пока же большинство производителей школьной одежды, в том числе и наша фабрика, не готовы увеличивать объемы производства. Мы заняли выжидательную позицию. Надеемся, что к следующему году многие законодательные и юридические вопросы удастся решить.

Двойка за шитье

Сейчас в реестре производителей школьной формы национального союза «Союзформа» насчитывается порядка 40 северо-западных предприятий. Из них около 15 - это крупные швейные фабрики и заводы, остальные - небольшие швейные цеха и ателье.

Как оказалось, некоторые игроки рынка к возросшему спросу на школьную одежду оказались не готовы. К примеру, в Псковской области одно из швейных ателье оставило родителей нескольких школ области и без формы, и без денег. Предоплату за пошив изделий компания взяла еще весной, однако к началу учебного года заказ так и не был выполнен.

- Не думаю, что в данном случае имеет место преднамеренный обман, - предполагает председатель национального союза «Союзформа» Евгений Томак. - Скорее всего, заказ сорвался по каким-то производственным причинам. Возможно, небольшое ателье просто не смогло справиться с объемами.

Как отметил Евгений Томак, произошедшее - результат несовершенства федерального законодательства. В российской нормативно-правовой базе отсутствует само понятие «школьная форма», не говоря уже о том, какой она должна быть и кто имеет право ее производить.

- Изготовлением школьной формы должны заниматься только надежные производители, имеющие соответствующие технические и технологические возможности, - продолжает председатель национального союза «Союзформа». - Это связано не только с гарантиями своевременной поставки формы в школы, но и возможностью контролировать качество изделий. Поэтому на федеральном уровне необходимо создать реестр добросовестных производителей школьной формы, определить требования к составу и качеству тканей, а на уровне региона утвердить единый модельный ряд.

Дресс-код учебный

В конце сентября специалисты «Союзформы» приступили к закупкам образцов школьной одежды в Псковской области. Комплекты пройдут испытания в сертифицированных лабораториях, а результаты экспертизы будут направлены в управление Роспотребнадзора и государственное управление образования региона. Подобные исследования прошли уже в 14 российских регионах. Поводом для начала «контрольных закупок» стали многочисленные жалобы на качество школьной формы, поступающие в союз от родителей школьников.

- По предварительным данным, 60-70 процентов школьной одежды, которая была проверена в контрольных регионах, вообще нельзя носить, - делится с корреспондентом «РГ» информацией директор Великолукской швейной фабрики «Велфа» и член правления национального союза «Союзформа» Виктор Незнанов. - Она не пропускает воздух, не гигроскопична, зачастую токсична. А в отдельных регионах России показатели некачественной одежды достигали 90 процентов.

Производители детской одежды уверены: даже с учетом импорта обеспечить в один год 13 миллионов российских школьников качественной формой невозможно. Поэтому форму в школах следует вводить поэтапно.

- В ближайшие один-два года необходимо сшить одежду для начальной школы, затем постепенно приучать к форме учеников средней школы, - поясняет Виктор Незнанов.

Кстати, поэтапный ввод форменной одежды уже практикуется в некоторых регионах РФ, в том числе и в Псковской области. Там с 1 сентября текущего года, в соответствии с приказом регионального управления образования, форма введена только в начальной школе.

- Текущий учебный год нужно рассматривать как некий переходный период, во время которого представители региональной власти, бизнеса и общественности будут работать над оптимальным решением вопросов, связанных со школьной формой, - отмечает начальник государственного управления образования Псковской области Александр Седунов.

Кстати, в двух третях школ Санкт-Петербурга уже существовал дресс-код, поэтому в текущем учебном году для большинства петербургских школьников ничего не изменилось. Да и в ряде образовательных учреждений Калининградской области своя форма появилась еще несколько лет назад, причем не только в лицеях и гимназиях областного центра, но и во многих сельских школах.

- Это объясняется не только стремлением образовательного учреждения создать собственный имидж, но и соображениями практичности, - поясняет министр образования Калининградской области Светлана Трусенева. - Общий стиль одежды удобен, настраивает на рабочий лад, стирает определенные социальные границы между учащимися.

Между тем

Хотя официально образовательные учреждения не имеют права заключать контракты с производителями и продавцами детской одежды, в некоторых школах родителей обязали покупать конкретные изделия в добровольно-принудительном порядке. Такую тенденцию показал опрос портала Superjob, который проводился среди мам школьников во всех федеральных округах России.

Выяснилось, что 11 процентов респондентов вынуждены были приобретать школьную одежду одной-единственной фабрики. Еще 16 процентов опрошенных сообщили, что школы обязали их покупать форму в определенном магазине. «Подобные жесткие рамки дают родителям повод подозревать администрацию школы в так называемых «откатах» от производителей и поставщиков школьной формы», - делают вывод социологи Superjob. - Нас в школе поставили перед фактом: форма нужного цвета и фасона продается только в одном магазине, - делится информацией Оксана, мама третьеклассницы из Калининграда. - И ладно, если бы качество одежды, которую нам навязали, было пристойным. Но это оказался какой-то ужас: синтетические пиджаки за две с половиной тысячи рублей, будто стеклянные на ощупь, брючки за две тысячи рублей, которые покрылись катышками после четвертой стирки. Хотели даже купить форму немного иного фасона и цвета в другом магазине, но побоялись, что дочка будет чувствовать себя белой вороной.

Мнение

Евгений Томак, председатель Национального союза производителей школьной формы «Союзформа»:

- Ситуация, когда родителей школьников заставляют приобретать форму у определенного поставщика, типична для многих регионов России. Однако сейчас важно разобраться не столько в каждом конкретном эпизоде, сколько в причинах произошедшего. На региональном уровне дали указание: носить форменную одежду, но при этом не было определено, где ее брать. Конечную ответственность возложили на администрации образовательных учреждений, у которых и без того хватает головной боли.

Мы считаем, что вопрос обеспечения учащихся формой должен решаться на региональном уровне. Это может быть постановление правительства субъекта Федерации или другой подобный документ, который определит единые требования к внешнему виду школьной формы, установит механизм поставок формы в образовательные учреждения, урегулирует права и обязанности изготовителей, поставщиков и потребителей.

Источник http://www.rg.ru/2013/10/15/reg-szfo/forma.html