ВЦИОМ: «ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ». Результаты социологического опроса (июль, 2006 г.)
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к введению школьной формы, в чем видят её основные преимуществ и недостатки, кто, по мнению респондентов, должен принимать решение о введении школьной формы.
Большинство россиян (64%) считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше (31%). Чаще всего за введение школьной формы выступают женщины – 77%, из них 39% считают, что «безусловно следует» ее вести.
На этом фоне существенно выделяется позиция в отношении школьной формы молодых респондентов 18–24 лет, среди которых преобладает отрицательное отношение к её введению – половина опрошенных этой группы (51%) против введения школьной формы, тогда как «за» – лишь треть (38%).
По сравнению с респондентами, считающими себя плохо и средне материально обеспеченными, хорошо обеспеченные опрошенные демонстрируют более негативное отношение к введению формы в школах. Из них 43% полагают, что этого делать не следует. Хотя и в этой группе большинство (56%) готово поддержать такую меру.
Основные преимущества школьной формы – сглаживание социального неравенства детей (это отмечают 53% опрошенных) и ее «дисциплинирующий» фактор (44%). Немаловажным для родителей является и то, что школьная форма формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой (18%). Лишь 15% опрошенных не видят никаких «плюсов» введения школьной формы. Причем, среди молодёжи 18–24 лет доля тех, кто таких преимуществ не находит, максимальна и составляет треть опрошенных (34%).
Главные недостатки школьной формы – нежелание детей ее носить (32%) и «потеря индивидуальности» (18%). Также респонденты указывают на фактор «затратности» – 15% отмечают повышение финансовых расходов на обучение ребенка, а 11% – затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы. Нередко к «минусам» относят низкое качество материалов и пошива школьной формы (14%). Впрочем, немало и тех – четверть опрошенных (25%), – кто не видит никаких недостатков во введении школьной формы.
Кто должен принимать решение о введении школьной формы? Относительное большинство опрошенных (43%) считают, что должно быть принято государственное решение о введении школьной формы во всех школах России. Существенно реже респонденты указывают, что это прерогатива директора школа (15%) или региональных органов власти (13%). Лишь 12% опрошенных считают, что сами родители должны принимать решение о том, будет ли их ребенок ходить в школьной форме.
Елена Пахомова
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 8–9 июля 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как Вы считаете, следует ли в школах вводить школьную форму? | |||
Всего опрошенных | Пол | ||
Мужчины | Женщины | ||
Безусловно да | 33 | 26 | 39 |
Скорее да | 31 | 35 | 28 |
Скорее нет | 25 | 27 | 22 |
Безусловно нет | 6 | 8 | 5 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 4 | 6 |
Как Вы считаете, следует ли в школах вводить школьную форму? | ||||||
Всего опрошенных | Возраст, лет | |||||
18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-59 | 60 и старше | ||
Безусловно да | 33 | 14 | 36 | 30 | 34 | 50 |
Скорее да | 31 | 24 | 32 | 29 | 33 | 40 |
Скорее нет | 25 | 41 | 25 | 25 | 24 | 3 |
Безусловно нет | 6 | 10 | 3 | 10 | 4 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 11 | 4 | 6 | 5 | 4 |
Как Вы считаете, следует ли в школах вводить школьную форму? | ||||
Всего опрошенных | Оценка своего материального положения | |||
Очень хорошее, хорошее | Среднее | Плохое, очень плохое | ||
Безусловно да | 33 | 24 | 32 | 43 |
Скорее да | 31 | 32 | 32 | 29 |
Скорее нет | 25 | 35 | 24 | 18 |
Безусловно нет | 6 | 7 | 7 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 2 | 5 | 4 |
В чем Вы видите преимущества введения школьной формы? (до двух ответов) | |
Сглаживает социальное неравенство детей | 53 |
Школьная форма дисциплинирует | 44 |
Формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой | 18 |
Снижает общие расходы родителей на обучение в школе | 13 |
Высокие требования, стандарты качества материалов и пошива школьной одежды | 1 |
Другое | 0 |
Не вижу никаких преимуществ введения школьной формы | 15 |
Затрудняюсь ответить | 5 |
В чем Вы видите основные недостатки введения школьной формы? (до двух ответов) | |
Сами дети не хотят носить школьную форму | 32 |
Препятствует развитию индивидуальности, вкуса ребенка | 18 |
Существенно повышает расходы родителей на обучение ребенка в школе | 15 |
Низкое качество материалов и пошива школьной формы | 14 |
Требует значительных затрат времени и сил родителей в связи с приобретением школьной формы | 11 |
Другое | 2 |
Таких недостатков нет | 25 |
Затрудняюсь ответить | 7 |
Источник: ВЦИОМ
Версия для печати