НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ШКОЛЬНОЙ И
ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

Школьная форма как средство психологической защиты от проблем

Может быть, когда-нибудь после нынешних глобальных изменений российская школа изменится к лучшему, но пока родители, дети и учителя участвуют в жестком эксперименте на живых людях, уверена Наталья Афанасьева.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

Похоже, что школьная форма решительно возвращается – во вторник депутат Госдумы от Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева внесла в Госдуму поправки в закон об Образовании, закрепляющие повсеместное введение формы в школах РФ.

Партия сказала: надо.

Инициаторы введения школьной формы уверяют, что «это не будет обязаловкой» (зачем тогда, спрашивается, закреплять ее в законе?) и обещают подойти к вопросу формы «творчески» (что само по себе, конечно парадокс: творчество редко сочетается с униформой) и даже обсудить с общественностью. При этом недвусмысленно намекают, что сделают все, чтобы к 1 сентября все школьники России были приведены в единообразный вид. Из регионов уже приходят сообщения, что там буквально начали снимать мерки для пошива новой формы. Так что, как ни крути, дело решенное.

Нетерпение депутатов можно понять, ведь идею ввести школьную форму высказал еще в конце 2012 года Владимир Путин. После этого чиновные люди вдруг сразу поняли, что идея давно витала в воздухе, и только школьной формы не хватает нам для идеального образования и счастливой жизни.

«Она дисциплинирует, дети не так остро ощущают разницу в достатке семей. Кроме того, мы все помним и истории вокруг ношения хиджабов ученицами», – объяснил член думского комитета по образованию Григорий Балыхин.

Кроме хиджабов (которые теперь в любом споре хороши, хотя мало кто понимает, что это такое), всплыл и еще один веский аргумент – поддержка отечественного производителя, который, благодаря этой небольшой поправке в закон, получит крупный государственный заказ: в России около 13 миллионов школьников.

Правда, когда я слышу призыв поддержать отечественного производителя, я всегда судорожно хватаюсь за кошелек – чаще всего это удовольствие не из дешевых. Например, ведущий российский модельер Слава Зайцев уже представил свой вариант школьной одежды – комплект (брючки и джемпер), как обещают, будет стоить больше 100 долларов. А я, признаюсь, обычно обхожусь суммой в разы меньше.

Люди в сером

Но все это детали. Лично меня детали не очень волнуют. Меня поражает сама идея одеть молодых людей на 11 лет в одинаковую одежду. Будь она от Славы Зайцева или от Дольче с Габбаной, с региональными особенностями или без, дешево или дорого.

Причем, судя по всему, такое желание есть не только у президента и депутатов, но у значительной части сограждан. «За» высказываются люди старшего поколения, что предсказуемо. Им, вероятно, кажется, что с введением формы вернется хваленое советское образование. Но и среди молодых родителей, которые и сами-то уже форму почти не застали, как оказалось, есть сторонники униформы.

Я не буду спорить о то, что это красиво – по-моему, нет ничего ужаснее однообразно одетых детей, если это не футболки на спортивном соревновании. Кроме того, в таком разобщенном обществе как у нас, сойтись во вкусах вообще не возможно. Лично мне маленькие мальчики в костюмах с галстуками кажутся уместными только на карнавале, а в будни они выглядят жалко и нелепо.

Но самый странный довод, на мой взгляд, такой: одежда не должна отвлекать от учебы. Если на качество усвоения материала влияет то, как одет сосед (а своего ребенка вы можете пока одевать, как угодно – хоть в коричневую советскую форму, хоть в смокинг), то это говорит прежде всего о глубинных проблемы в организации учебного процесса. Формой это точно не поправить.

Думай о хорошем

С чиновниками все понятно, они выполняют приказ. А для родителей, как мне кажется, обсуждение школьной формы – это какая-то психологическая защита: сосредоточимся на мелочах, чтобы не думать о важном. Потому что про важное никто ничего все равно не понимает.

В школе сейчас происходят глобальные изменения, откровенно говоря, ее серьезно трясет. Может быть, когда-нибудь все это приведет к каким-то положительным результатам, но сейчас мы все: дети, родители, учителя участвуем в жестком эксперименте на живых людях.

Я, например, даже не знаю, в какую школу пойдет мой ребенок в следующем году. И никто не знает, к чему приведут все эти слияния и поглощения. Но самое главное, большинство из нас, родителей, не понимают самого главного.

Вот закончит ребенок школу, ту или другую, в форме или без. А дальше-то что? Может быть, чтобы не нервировать граждан проклятыми вопросам, и придумывают депутаты такие законопроекты?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

РИА Новости


Версия для печати