НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ШКОЛЬНОЙ И
ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

День знаний: в какой форме сели за парты российские школьники

Около 14 млн. российских школьников отмечают День знаний. Из них почти 1,5 млн. – первоклассники. Как сообщил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, первоклашек в новом учебном году на 145 тысяч больше, чем в предыдущем.

Среди многочисленных нововведений нового учебного года – обязательные требования к одежде обучающихся, которые утверждены в каждой российской школе. 4 июня Президент Владимир Путин подписал поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми в регионах должны быть приняты требования к внешнему виду школьников. В свою очередь, образовательные организации обязаны прописать в своих уставах обязательную «конкретику» - цвета, модели, фасоны, комплектность школьной одежды. Почти 47 тысяч школ в течение лета самостоятельно решали, во что одеть учащихся и где добыть необходимое количество школьной формы достойного качества по приемлемой цене.

Получилось это не у всех. По данным экспертов «Союзформы», лишь менее 40% государственных и муниципальных общеобразовательных организаций обязали школьников носить школьную форму единого образца. Большинство школ предпочли подойти к решению вопроса более чем формально: утвердив примерный «дресс-код». Под школьной формой следует понимать комплект одежды, состоящий из определенных элементов, единообразных по стилю, конструкции, сочетанию цветов и видам тканей, и обязательный для ношения всеми учащимися образовательной организации. Напротив, «дресс-код» - это не школьная форма, а некие общие требования, которые предъявляются к внешнему виду ученика. Во многих школах «дресс-код», прописанный в уставе, существует уже много лет, так что на практике никаких изменений в текущем учебном году для их учащихся не произошло.

Что касается школ,  где все-таки была утверждена форма определенного образца, то во многих случаях она представляет собой классический деловой костюм для мальчиков, а для девочек – классические жакет и юбку или сарафан с блузой. В подавляющем большинстве случаев российские школьники носят черные, серые и синие однотонные костюмы, изредка в форме присутствуют вставки из клетчатой ткани.

Изначально идея возвращения школьной формы преследовала несколько целей, среди которых минимизация признаков социального неравенства, профилактика межнациональных конфликтов, защита здоровья детей и экономия семейных бюджетов. Однако принятое затем федеральное законодательство свело к минимуму все преимущества, которые способна дать школьная форма.  В федеральном законе так и не появилось определение «школьная форма», соответственно, нет и стандартов, по которым она должна шиться. В результате рынок наводнила продукция из материалов низкого качества, происхождение которой часто невозможно установить. Безопасность школьной одежды, имеющейся в продаже на территории России, оставляет желать лучшего. Тестовые закупки, проведенные Национальным союзом производителей школьной формы весной-летом текущего года, показывают, что почти в 78% случаев школьная одежда не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного Союза. Таково заключение лабораторного центра «Научного центра здоровья детей» РАМН, где проводились испытания швейных изделий школьного ассортимента, закупленных в 11 городах России, включая Москву.

Кроме того, «дресс-код» дает полную свободу родителям одевать своих детей в зависимости от финансовых возможностей. В таких условиях говорить о минимизации признаков социального расслоения не приходится.

До сих пор остается нерешенным вопрос о государственном регулировании цен на школьную форму. Данная задача была поставлена Президентом Владимиром Путиным в одном из поручений Правительству (Пр-418 от 4 марта 2014 года). В свою очередь, в Минпромторге резонно отметили, что реализация мер ценового регулирования будет затруднительна до тех пор, пока в федеральном законе не появится определение «школьная форма», а в регионах не будут утверждены модели единой школьной формы. Иными словами, на сегодняшний день отсутствует предмет правового регулирования, и технически невозможно регулировать цены на то, чего юридически не существует.

Между тем, цены на школьную одежду летом 2014 года поползли вверх, в среднем увеличившись на 5-10% к прошлогодним значениям. Это можно объяснить как общей инфляцией, так и возросшим спросом, связанным со вступлением в силу поправок в закон «Об образовании». Продавцы стремятся извлечь максимальную прибыль, рассматривая школьную одежду как сезонный товар массового спроса. Розничная стоимость комплекта школьной одежды из 2-3 изделий в России колеблется в диапазоне от 2 до 25 тыс. рублей. В регионах Севера и Дальнего Востока средняя стоимость комплекта превышает 10 тыс. рублей, в крупных городах России, включая Москву, форма в среднем стоит чуть более 5 тыс. рублей за комплект. Такие суммы обусловлены в том числе большой торговой наценкой, которая у продавцов составляет 50-200%. Между тем,  средняя оптовая цена отечественных производителей за комплект формы из двух изделий не превышает 2,5 тыс. рублей. В рознице за такие деньги сегодня можно приобрести только одежду из синтетики, которая опасна для здоровья ребенка. Тем временем, размер материальных субсидий на приобретение школьной формы для малообеспеченных и многодетных семей составляет в регионах России в среднем не более 1,5 тыс. рублей. Такие субсидии никак не привязаны к средней рыночной стоимости школьной формы и в большинстве регионов в 2-3 раза меньше реальной цены, которую приходится платить родителям.

Производители отмечают, что необходимо наладить единую систему прямых поставок школьной формы в образовательные организации. Тогда и отечественные фабрики будут обеспечены заблаговременными заказами, и родители получат качественный товар за меньшие деньги. В идеале власти регионов должны способствовать налаживанию прямых контактов между школами и местными производителями, качество продукции и цены которых можно проконтролировать.

Сегодня вопрос о введении единой школьной формы фактически оказался передан на уровень регионов, которые по своему усмотрению могут принять соответствующие законы. В Национальном союзе производителей школьной формы полагают, что в течение нескольких лет власти большинства регионов придут к осознанию необходимости введения единой школьной формы, учитывая опыт проблем, с которыми сегодня приходится сталкиваться как родителям школьников, так и администрациям образовательных организаций.

Пресс-служба Национального союза производителей школьной формы.


Версия для печати