НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ШКОЛЬНОЙ И
ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

У прокуратуры вновь претензии к уставам школ

В российских регионах продолжается череда конфликтов между родителями школьников и администрациями образовательных организаций, связанных с необоснованными требованиями к внешнему виду обучающихся. Напомним, что сегодня в большинстве случаев (если иное не предусмотрено региональным законодательством) именно школы устанавливают, как именно должны выглядеть обучающиеся. Зачастую, в конфликты приходится вмешиваться прокуратуре.

Так, например, Прокуратура Мишкинского района Курганской области признала незаконным отстранение учащихся от занятий из-за несоответствия внешнего вида установленным требованиям. Как отмечается на сайте Генпрокуратуры РФ, положения о внешнем виде обучающихся девяти образовательных организаций района, утвержденных в сентябре текущего года, вошли в противоречия с федеральным законодательством.

Так, в положениях о внешнем виде используются термины, носящие двусмысленный и оценочный характер. В частности, в школах запрещено носить одежду ярких цветов и массивную обувь на толстой платформе. Кроме того, установлен запрет посещать занятия без формы и сменной обуви.

По результатам проверки прокурор района опротестовал 9 локальных актов образовательных организаций. Протесты рассмотрены и удовлетворены, в положения внесены необходимые изменения. В свою очередь, вдекабре 2013 года уставБрылинской средней школы, расположенной в Каргапольском районе Курганской области, по схожим причинампришлось приводить в соответствие с федеральным законодательством.

В Алтайском крае Прокуратура Онгудайского района при проверке Положения о школьной форме и внешнем виде обучающихся, принятом МБОУ «Туектинская ООШ», выявила противоречия требованиям федерального законодательства. Нарушения содержатся в пункте 4.7 Положения, которым установлено, что без школьной формы ученики на занятия не допускаются. Прокуратурой района на локальный акт школы принесен протест с требованием исключить из него незаконное положение.

Ранее в Кировской области Прокуратура Фаленского района в ходе проверки установила, что большинством образовательных учреждений района были приняты локальные нормативные акты с нарушением норм федерального законодательства.

ФЗ «Об образовании в РФ» от 4 июня 2014 года действительно наделил школы правом самостоятельного установления требований к одежде своих учеников. Однако, вышеупомянутые школы своими внутренними постановлениями установили особые требования еще и к прическам, маникюру, украшениям и сумкам, а это выходит за рамки компетенции образовательной организации.

В городе Мончегорске Мурманской области школьные администрации также превышали свои полномочия по установлению требований к одежде обучающихся. Прокуратурой города Мончегорска выявила следующие нарушения. Так, положение школы № 10 города содержало норму о приобретении школьной формы только в магазинах, что противоречило Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предоставляющих право приобретения данного вида одежды также на розничных рынках.

ВМончегорском лицее, в свою очередь, без учета специфики климатических условий области было установлено ограничение на ношение учащимися джемперов, свитеров и полуверов в холодное время года с ноября по февраль. При этом, учреждение не учло, что в Мурманской области (часть региона находится за полярным кругом) холодное время года не ограничивается данным периодом времени, и необходимость ношения теплой одежды у обучающихся может также возникнуть в октябре, марте, апреле и других месяцах года. На незаконные правовые акты прокуратурой города принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены. Оспоренные акты приведены в соответствие с требованиями закона.

Информация о подобных конфликтах периодически поступает из разных регионов России. Эксперты заявляют, что одной из главных причин являются размытые формулировки федерального законодательства и отсутствие четких нормативных актов регионального уровня. Широта полномочий образовательных организаций по установлению требований к одежде обучающихся должна быть ограничена рамками региональных законов. Но в большинстве субъектов РФ до сих пор действуют нормативные акты, принятые еще в 2013 году на основе «модельного» законопроекта, разосланного в регионы Министерством образования и науки РФ. Данный модельный акт был направлен в регионы как временное решение на период до вступления в силу соответствующего федерального закона. Закон подписан Президентом еще 4 июня 2014 года и позволяет регионам самостоятельно определять границы компетенций образовательных организаций. Иными словами, регионы имеют право даже вводить требования к модельному ряду школьной одежды, составу материалов и цветовой гамме. Пока таким правом воспользовались лишь немногие регионы.

Пресс-служба Национального союза производителей школьной формы по материалам СМИ


Версия для печати