- Главная
- /
- Новости
- /
- УЧАСТНИКИ ФОРУМА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНПРОМТОРГА ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМЫ СЫРЬЕВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕГПРОМА
УЧАСТНИКИ ФОРУМА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНПРОМТОРГА ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМЫ СЫРЬЕВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕГПРОМА
29 ноября с.г. в рамках IV Всероссийского форума легкой промышленности Минпромторга России состоялся круглый cтол «Сырьевое обеспечение легкой промышленности».
В рамках обсуждения были высказаны разнообразные оценки текущего состояния дел в секторах легкой промышленности и предложены меры по комплексному развитию всей цепочки сегментов отрасли, в т.ч. в более тесной кооперации со смежными секторами АПК и химической промышленности. Участники круглого стола обсудили также презентованный проект стратегии развития легпрома на период до 2025 года.
Модератор круглого стола, директор департамента внутренней торговли и легкой промышленности Минпромторга РФ Евгений Рыжов отметил в своем выступлении, что внутренние и внешнеэкономические тренды предопределяют актуальность расширения отечественной сырьевой базы текстильной индустрии. В рамках государственной стратегии импортозамещения и, тем более, в связи с минимизацией экспорта из Узбекистана хлопковолокна и сырца – основного поставщика этой продукции в РФ, в виду предстоящего прекращения поставок в РФ хлопковой пряжи. Это ставит российских хлопкоперерабочиков, по оценке Е.Рыжова и других участников форума, перед угрозой сырьевого и/или полуфабрикатного «голода». Глава профильного департамента Минпромторга и другие участники круглого стола проинформировали также о положительных тенденциях в производства и переработке кожсырья и шерсти благодаря принимаемым мерам господдержки в этих секторах. Аналогичные меры принимаются и в сфере промышленного льноводства, по возделыванию технической конопли. Но по-прежнему проблемным остаются качество выпускаемого льноволокна и оснащение этого сектора современным оборудованием.
Схожие оценки высказал президент Союзлегпрома Андрей Разбродин, отметив также, что главными критериями для правильного вектора в сырьевом секторе являются динамика спроса-предложения в этом секторе и, соответственно, достоверное определение основных тенденций в этой динамике. Кроме того, развитие сырьевого сектора легпрома связано с необходимостью существенного расширения сегмента российского производства химволокон, нитей и продуктов их комплексной переработки. В этой сфере, подчеркнул А.Разбродин, пока сохраняется отставание от многих стран и, как следствие, высоким остаётся уровень импорта соответствующей продукции. Хотя именно в РФ – «сверхдостаточная» сырьевая база для развития данного сегмента. В то же время, развитие производства упомянутой продукции и повышение ее конкурентоспособности невозможны без тесной, притом долгосрочной кооперации с профильными секторами химпрома. Президент Союзлегпрома и другие участники дискуссии обратили внимание и на сектора легпрома, смежные с его сырьевой и технологической базами. В частности, отмечены высокий уровень импорта швейных изделий и многих видов тканей, ввиду явно недостаточного уровня производства в данных сегментах. Что тоже взаимосвязано с динамикой сырьевого спроса и, в целом, влияет на конкурентоспособность российской текстильной индустрии. При этом А.Разбродин сакцентировал внимание и на том, что всё более востребованное технологическое перевооружение в отрасли повышает требования и к конкретным видам сырья – по их качеству, ассортименту и ценовым факторам. Поэтому развитие российской сырьевой базы отрасли целесообразно координировать с техперевооружением перерабатывающих предприятий.
Что же касается шерсти, то, согласно оценкам этого форума, пока ввозятся значительные её объемы ввиду малоконкурентоспособности качественных и ценовых параметров отечественного сырья. Немало вопросов и со своевременной оплатой переработчиков этого вида российского сырья. Плюс к тому, таможенная стоимость шерсти может в 5, а то и в 10 раз отличаться от ее реальной стоимости, что также замедляет динамику импортозамещения в данном секторе роста его конкурентоспособности.
Господдержка производства камвольных тканей стала немаловажным компонентом поддержки шерстяной отрасли. А в целом, среднегодовое производство немытой шерсти в РФ остаётся едва ли не дефицитным, составляя лишь 16 тыс.тонн, а её внутренний сбыт не превышает 4 тыс. тонн. Этот тренд пока сохраняется.
Владимир Коновалов, директор ФГБУ «Агентство «Лён», уточнил, что совокупное производство тканей в РФ в 2016-м составило 5,4 млрд. кв. метров против 4,9 млрд. кв. м, но при этом спрос на хлопковый и льняной сегменты этой продукции падает, и такая тенденция, похоже, сохранится. Это связано, прежде всего, с качеством льноволокна. Внутренний спрос на длинное льноволокно на 2017-2019 гг. в РФ прогнозируется в 13-18 тыс.тонн/год.
По оценке В.Коновалова, промышленное льноводство ныне характерно для 18 субъектов Федерации (СФ), но пока лишь в 5-ти имеется льнопрядильные мощности. А техническую коноплю к настоящему времени могут возделывать лишь в шести субъектах Российской Федерации.
Относительно господдержки этого сектора, её реальный объем сократился за последние 2 года почти вдвое. Причем уровень этой поддержки - лишь 10 тыс. руб./га - крайне недостаточен для комплексного развития льносектора сырьевой базы легпрома. В этой связи, по мнению В.Коновалова и других участников форума, целесообразно увеличить не только погектарную господдержку, но и осуществлять адресное субсидирование прядильного сегмента (в т.ч. в хлопкоперерабатывающей подотрасли).
Усложнение ситуации с импортом хлопкосырья и его полуфабрикатов повышает востребованность проектов по возрождению и дальнейшему развитию хлопководства в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе. Тем более что эта отрасль, как было отмечено на форуме, существовала в этих регионах с конца 1920-х и была конкурентоспособной, до своего директивного «закрытия» к концу 50-х, со многими видами хлопкоимпорта. В авангарде этих разработок – Волгоградская область и расположенный там «Камышинский текстильный комбинат». По данным Игоря Подковырова, доцента Волгоградского аграрного университета, нижневолжские сорта, в т.ч. цветного хлопка, практически ни в чем не уступают многим импортным аналогам. А промышленное возделывание хлопка возможно еще в 4-х субъектах Федерации, соседних с Волгоградским регионом. Комплексное развитие этой отрасли, способной на 10,а то и на 15%заместить импортируемые объемы, зависит от ее господдержки и, соответственно, от финансового и технологического обеспечения южнороссийского хлопководства. Проект Стратегии развития легпрома на период до 2025 г., разработанный по поручению Минпромторга РФ, представил Сергей Павлов, директор консультационного департамента «Эрнст энд Янг». В этом документе отмечено, что внутренний рынок продукции легпрома РФ ныне составляет 1,2 трлн. рублей. Включая импортный сегмент – 0,62 трлн., в котором нелегальный импорт достигает 0,37 трлн. руб. При этом в стране стагнирует спрос на натуральное сырье и сохраняется низким уровень швейного производства. А износ основных фондов почти во всех секторах – наиболее злободневная проблема отрасли. Причем этот показатель многократно выше, чем в странах Запада и в восточноазиатских государствах.
С. Павлов уточнил, что главные задачи стратегии, согласно её проекту, - развитие производства синтетических и вискозных волокон; формирование системы по выпуску технического текстиля; стимулирование крупных швейных производств; минимизация нелегального и «серого» импорта.
Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин в ходе дискуссии высказал мнение, что представленный проект стратегии достаточно объективно оценивает состояние и перспективы развития отрасли, но требует доработки ряда концептуальных моментов с привлечением к работе представителей отраслевого профессиоанльного и научного собщества. По мнению Разбродина, в проекте стратегии не обозначены меры государства и бизнеса, как и варианты их взаимодействия по реализации отмеченных в проекте задач развития отрасли. В частности, разработчики документа недоучли фактор перепроизводства во многих секторах легпрома, а также не отражено влияние санкционного режима других стран в отношении экспорта не только многих видов оборудования и вложения инвестиций, но и поставок в РФ готовых изделий – в частности, ряда видов тканей.
Относительно ПЭТФ-проекта в Ивановской области А.Разбродин отметил, что это базовый проект в секторе интегрированной продукции химпрома и легпрома. А такой проект, как показывает международный опыт, должен курироваться государством. Что, среди других преимуществ такого подхода, позволит начать реализацию данного проекта, обсуждаемого с 2011 года. Кстати, тот же подход поныне характерен для Белоруссии, где, образно говоря, идет на вырост финансово-технологическое обеспечение кооперационного сектора легпрома и химпрома. В сфере производства тканей нужно, как считает глава Союзлегпрома, выделять, во-первых, такое его инновационное направление, как ткани для fashion-net. А во-вторых - развитие сектора цифровой печати тканей, активно развивающееся в индустриальных странах, в то время как в РФ этот сектор только начинает развиваться.
Схожую оценку высказала Александра Андрунакиевич, глава Российского союза кожевников и обувщиков. Ею отмечено также, что проект не проработан с отраслевыми ассоциациями легпрома. Кроме того, стратегия должна отражать приоритетность обеспечения внутреннего спроса на текстильную продукцию. И.Андрунакиевич, наряду с другими участниками дискуссии, с сожалением констатировала застой в реализации упомянутого ПЭТФ-проекта, что может усилить отставание российского сектора синтетических волокон от зарубежного. И повысить долю их импорта, без того высокую.
Эта проблематика была отражена и в выступлении Анатолия Абрамова, представителя руководства «Газпромхимволокна». Требуется, по его мнению, максимально глубокая переработка нефтегазового сырья, ибо для производства синтетики приходится закупать – в основном, в КНР - полиэтилентерефталат и ряд смежных компонентов для этого сектора. Востребована также синхронизация программ развития интегрированных друг с другом отраслей химпрома и легпрома. Всех эти и смежные вопросы пока отсутствуют в проекте отраслевой стратегии. При этом А.Абрамов подчеркнул, что недавнее обнуление, сроком на 2 года, 5%-ных ввозных пошлин на арамидные волокна положительно влияет на развитие сектора синтетики.
Евгений Котов, глава комитета Союзлегпрома по нетканым материалам, высказал аналогичные оценки. Отметив, что в проекте не содержится определения того, какие отрасли легпрома имеют стратегические, притом долгосрочные преимущества. Не отражены в документе и широкие возможности кооперации АПК и легпрома, в т.ч. в освоении неиспользуемых сельхозземель. Не прописаны также меры таможенно-тарифной политики, особенно по защите от демпинга и контрафакта, как и развитию внутри- и межотраслевых НИОКР.
Многие участники дискуссий по сырьевой базе легпрома и проекту стратегии развития отрасли аппеллировали и к необходимости уточнения нормативно-технической базы в кожевенном и ряде других секторов. В которых, зачастую, действуют давно устаревшие нормы – даже 60-х годов. Вдобавок, на фоне упомянутых и других отраслевых проблем существует реальная угроза быстрого «сверхзаполнения» рынка дешевой продукцией широкого ассортимента, поступающей из стран-участниц действующих и планируемых зон свободной торговли с ЕАЭС, и из Зоны свободной торговли в СНГ. Тем более это возможно ввиду ограничений, вводимых в ЕС и особенно в США на текстильный импорт из тех же развивающихся стран.
Модератор дискуссии Евгений Рыжов резюмировал, что все высказанные замечания и предложения будут учтены в ходе доработки стратегии развития отрасли.
Версия для печати