Предприятия Союза провели совещание
16 февраля прошло совещание руководителей предприятий – членов Национального союза производителей школьной и форменной одежды. Участники совещания обсудили такие вопросы, как динамика производства, реализации продукции, складских запасов и численности сотрудников предприятий. Кроме того, обсуждались ключевые проблемы членов союза и отрасли в целом и возможные пути их решения. В свою очередь, Председатель Правления «Союзформы» Евгений Томак рассказал о задачах Союза на текущий год.
«Задачи союза остаются прежними, среди них – содействие Правительству страны по вопросу введения школьной формы в общеобразовательных Российской Федерации, содействие в работе профильному министерству, защита прав и интересов предприятий-членов Союза, повышение их конкурентоспособности и обеспечение долгосрочными заказами», - заявил Евгений Томак. Он добавил, что предприятия, которые нуждаются в поддержке союза, например, в отношении контактов с представителями региональных органов власти, могут рассчитывать на помощь Союза.
Исполнительный директор «Союзформы» Александра Алдушина в своем выступлении рассказала об итогах 2021 года для легкой промышленности России, а также о проблемах, которые в настоящее время стоят перед предприятиями отрасли.
В частности, она отметила, что промышленное производство в целом продолжило восстановительный рост и продемонстрировало хорошую динамику по сравнению с 2020 годом. «Динамика показала рост на 7% по всем отраслям легпрома в совокупности. Почти на 9% выросло производство текстильных изделий, почти на 4% - производство одежды, - рассказала Александра Алдушина. По ее словам, наибольший рост в производстве одежды показало производство одежды для женщин и девочек (9-12%), выпуск трикотажных изделий увеличился на 8,5%, а лидирующей производственной категорией остается спецодежда — прирост относительно 2020 года составил 33,7%.
Объем потребления продукции легкой промышленности на внутреннем рынке, по информации Александры Алдушиной, составил почти 1,4 триллиона рублей, что более чем на 5% выше уровня соответствующего периода 2020 года. Исполнительный директор «Союзформы» при этом подчеркнула, что рост показателей, во многом, обусловлен низкой базой 2020 года и не означает полного восстановления отрасли по сравнению с допандемийным уровнем.
По словам Александры Алдушиной, одной из важных проблем сегодня является снижение покупательского спроса на одежду, начавшееся в 2020 году и продолжающееся по сей день.
«71% россиян живут в режиме экономии покупок, у потребителей преобладают пессимистические оценки в отношении собственных финансовых перспектив и ощущение растущего уровня цен. Сокращение трат на одежду является первой статьей экономии наряду с развлечениями и отдыхом, наблюдается перетекание покупательского спроса из среднего сегмента в сегмент недорогой массовой одежды», - заявила исполнительный директор «Союзформы», добавив, что количество посетителей магазинов на 1 тыс. кв.м торговых площадей остается ниже допандемийного уровня в Москве на 4,7%, а в Санкт-Петербурге – на 12,8%.
«При этом весьма нагляден тренд роста спроса на отечественные бренды. Так, например, на Wildberries продажи российских брендов выросли на 73%, зарубежных на 17%. Для 52% россиян знание того, что товар произведен в России, положительно влияют на покупку», - рассказала Александра Алдушина.
Что касается положения отечественных предприятий легкой промышленности, то, по мнению исполнительного директора «Союзформы», текущий этап восстановления отрасли зависит, в первую очередь, от резко возросших цен на сырье и логистику.
«В 2021 году мировые цены на сырье показали рекордный рост. Так, например, хлопок подорожал на 30-35%. По логистике вследствие усложнения цепочек поставок из-за пандемии, эпидемиологических мер, форс-мажорных ситуаций на важнейших мировых транспортных узлах наблюдается рост стоимости в 3-5 раз», - пояснила Александра Алдушина.
Среди других проблем, с которыми сталкиваются представители отрасли, она отметила острую нехватку персонала и устаревшее оборудование. «Производить качественный товар не на чем. Доля оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет в отрасли составляет 37%, от 11 до 20 лет — 24%, но больше всего оборудования, эксплуатируемого уже более 20 лет — 39%», - рассказала исполнительный директор «Союзформы». По ее словам, спрос на пошив существенно превышает производственные мощности отечественных фабрик: сегодня они загружены заказами на 3-12 месяцев вперед.
«Увеличивать количество и мощность производств, практически, невозможно, так как даже действующие предприятия испытывают дефицит кадров: квалифицированных конструкторов, технологов и швей. Специалисты “советской школы” уходят на пенсию, а среди молодежи эти специальности не востребованы», - заключила Александра Алдушина.
Выступавшие на совещании руководители предприятий подтвердили данные, которые привела исполнительный директор «Союзформы». Практически все предприятия за последние годы лишились значительной части сотрудников. Так, например, одна из фабрик объявила о том, что потеряла 50% персонала с 2018 года. Кадры не только стареют, но и уходят в мелкие пошивочные цеха, работающие «всерую» или по упрощенной системе налогообложения и за счет этого предлагающие более выгодные финансовые условия своим сотрудникам. «Сейчас у нас такая ситуация, что мы фактически являемся кузницей кадров для микропредприятий. Сотрудники учатся у нас, а потом переходят в микропредприятия из-за более выгодных условий», - рассказал представитель фабрики «Славянка» (г. Псков) Сергей Матвеев.
Обсуждая показатели деятельности в 2021 году, практически все выступавшие отметили рост объемов выпуска продукции в сравнении с 2020 годом. Однако в стоимостном выражении наблюдалось падение. Конкуренция на рынке заставляет производителей снижать цены, что, в свою очередь, тормозит повышение оплаты труда и вложения в модернизацию производственной базы. Вместе с тем, некоторые предприятия в стремлении удержать сотрудников все-таки изыскивают ресурсы для увеличения зарплат. В частности, генеральный директор ООО «Тверская швейная фабрика» (г. Тверь) Рафиля Гуменюк сообщила, что в 2021 году предприятие подняло зарплаты на 30%. По ее мнению, на государственном уровне должны быть предприняты меры, уравнивающие условия налогообложения для мелких и относительно крупных швейных предприятий, поскольку сейчас вторые оказываются в неравных конкурентных условиях.
Генеральный директор АО «Сударь» (г. Ковров) Екатерина Степанова поддержала коллег, отметив, что несмотря на усилия по удержанию зарплат на относительно высоком уровне, численность сотрудников предприятия ежегодно падает, а это негативно сказывается на объемах производства и продаж. Она также рассказала, что АО «Сударь» выходило на администрацию Владимирской области с предложением перенять опыт Тверской области по производству школьной формы для детей из многодетных семей за счет средств регионального бюджета, но эта инициатива пока не нашла поддержки.
Генеральный директор ОАО «Одежда» (г. Владикавказ) Юрий Бирагов также в своем выступлении коснулся вопроса о придании официального статуса школьной форме с закреплением его на государственном уровне. «Если мы можем выйти с таким предложением на уровень органов власти, то это надо делать. Было бы правильно, чтобы существовали какие-то разумные требования, чтобы и школьников одеть нормально, и поддержать отечественные предприятия», - заявил он.
Озвученные на совещании проблемы и предложения лягут в основу плана работы Национального союза производителей школьной и форменной одежды на 2022 год.
Пресс-служба Национального союза производителей школьной и форменной одежды
Версия для печати