Возвращение школьной формы в России: за и против
Президент РФ Владимир Путин в очередной раз предложил вернуть школьную форму. По его мнению, эта мера послужит «восстановлению воспитательной роли школы». Об этом президент заявил на заседании Госсовета 27 декабря 2012 г.
По сообщению российского интернет-портала Academ.info в марте этого года президент поручил правительству подготовить законодательную базу для введения школьной формы в государственных общеобразовательных учебных учреждениях России. В апреле известный во всем мире российский модельер Вячеслав Зайцев предложил свой вариант школьной формы. В Государственную думу РФ уже внесен проект поправок к закону «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми обязательные требования к одежде учеников школ будут введены в регионах России уже с 1 сентября этого года.
Зачем хотят ввести школьную форму? Какие проблемы маскирует эта инициатива, кому она может быть выгодна и к чему в итоге приведет?
Свой анализ этой активно развивающейся темы предложил Российский клуб финансовых директоров.
Действительно, школьная форма – это символ традиций, помогающий развить чувство принадлежности к команде, а также очень сложный элемент гардероба, который во многие времена являлся важным атрибутом образовательного процесса. Многие страны мира продолжают хранить или вводить в свои учебные заведения эту удивительную традицию, адаптируя ее для современной молодежи:
По информации американского интернет-ресурса kids.lovetoknow.com самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Большинство учащихся школ в Англии обязаны носить униформу. Помимо этого разрешается носить рубашки-поло и толстовки цветов школы, а также одноцветные брюки и джинсы. Однако и в Великобритании, и в её бывших колониях (Индия, Австралия, Сингапур, ЮАР) школьная форма не является обязательной, каждая школа сама решает этот вопрос сама. У каждой престижной школы есть свой логотип и ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком или значком.
По информации сайта pravmir.ru в Германии школьной формы как таковой не существует. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.
В Бельгии школьная форма есть в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами: брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.
В Турции школьная форма обязательна и у каждой школы свой цвет, но единый фасон: для мальчиков - костюм, для девочек - блузка, джемпер и юбка, для всех - галстук цветов школы, этим подчёркивается общее равенство, независимо от социального и материального положения родителей.
По данным российского интернет-портала istorya.ru, в Японии для большинства средних и старших школ школьная форма считается обязательной. В каждой школе она своя - обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же «сейлор фуку» - «матросский костюм», возведенный сейчас в статус культа. К форме обычно даётся большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах и была отменена в результате студенческих протестов 1960-х годов. Некоторые французские школы практикуют ношение формы при разрешении родительского комитета, - также передает istorya.ru.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, но в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code), где каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот и низко сидящие брюки. Следует отметить, что несмотря на дресс код, к 2010 году доля школ, регламентирующих ношение формы увеличилась с 3% (в 1996 году) до 25%.
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
Эксперты Российского Клуба Финансовых Директоров отмечают, что в настоящее время тенденция возвращения школьной формы набирает обороты во многих странах мира. Однако для России это явление не является новым – достаточно вспомнить времена СССР, когда ношение единой формы являлось обязательным. Сейчас многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму. Также, большинство общеобразовательных школ еще до внесения поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации» начали постепенно переходить на обязательную школьную форму, при этом у каждой школы и даже каждого класса она может быть своя.
Тем не менее, российское общество разделилось на сторонников и противников введения школьной формы. Российский Клуб Финансовых Директоров постарается дать оценку аргументам каждой из сторон:
1. Повышение дисциплины.
Когда ученики носят форму, они чувствуют себя более профессионально и ведут себя соответственно. Неношение формы может быть наказуемо, что опять же дисциплинирует ученика.
2. Форма также помогает уравнять учеников из семей с разным уровнем достатка, что ранее служило поводом для насмешек и издевательств.
Действительно при ношении повседневной одежды ученики могут отвлекаться на тенденции моды и воспринимать одежду как символ статуса, - комментирует Первый Вице-президент Российского Клуба Финансовых Директоров Тамара Касьянова. - Школьная форма призвана стереть так называемые классовые различия, что минимизирует стрессовую обстановку в классе.
3. Экономия семейного бюджета - снижаются расходы на повседневную одежду для учащегося.
Ученик будет больше ценить свой повседневный гардероб и форму, вырабатывая в себе бережливость и аккуратность. Более того, наличие формы автоматически снимает утренний стресс выбора одежды для школы. Действительно, покупать форму вместо целого шкафа одежды каждую осень будет намного экономичнее, тем более что форма (при условии пошива из качественных тканей) износоустойчива и хорошо переносит многократную стирку, комментирует Тамара Касьянова. – Ее также можно передавать «по наследству» младшим детям в семье, продавать или обменивать в своей школе.
4. Ношение формы развивает командный дух школы или класса.
5. Способ идентификации.
Эта мера позволит легко отличить учеников одной школы от учеников другой, а также, учитывая условия постоянных волнений и угроз террористических актов, поможет определить чужака, проникшего в учебное заведение, - отмечает Первый Вице-президент Российского Клуба Финансовых Директоров.
Аргументы противников реформы звучат не менее убедительно:
1. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения, является средством деиндивидуализации учеников школы.
Здесь следует отметить, что ученики приходят в школу получать знания, а не демонстрировать уровень дохода своих родителей, в том числе через одежду - отмечает Тамара Касьянова. – Существует огромная масса способов для ребенка продемонстрировать свою индивидуальность – кружки, секции, творчество вне учебного времени.
2. Дороговизна.
Действительно, эта реформа может больно ударить по карману малоимущих родителей, но существуют варианты решения данной проблемы, - комментирует руководство Российского Клуба Финансовых Директоров. Во-первых – социальные выплаты, которые вполне могут покрыть расходы на форму; во-вторых – ввести определенный ценовой стандарт, компенсация которого будет производиться непосредственно родителям школьников; в-третьих – если рассматривать многодетные семьи – форма может передаваться «по наследству» как уже упоминалось выше, а также меняться или продаваться из рук в руки в пределах школы; в-четвертых – ввести бесплатную школьную форму, однако ее качество будет полностью зависеть от исполнителей госзаказа, на которых не всегда можно положиться, - комментирует Тамара Касьянова.
3. Форма не всегда удобна в носке.
Решение этой проблемы полностью ложится на разработчиков дизайна школьной формы и поставщиков материалов для нее.
Руководство Российского Клуба Финансовых Директоров считает, что Российскому правительству необходимо более четко проработать бюджет для такой серьезной реформы, особенно серьезно отнестись к критериям подбора поставщиков материалов, а также принять максимальные меры для пресечения коррупции при воплощении данной реформы в жизнь - это делается для детей, наживаться на нуждах которых никто не имеет права.
Версия для печати